Консолидация сил, преодоление разногласий

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда 8 декабря 2019 года
 В сегодняшнем апостольском чтении мы находим слова апостола Павла, написанные в тюрьме, в особо трудных для него обстоятельствах. Он был схвачен без всяких на то оснований и направил свое послание ученикам, оставаясь в темнице... О чем пишет Павел из тюрьмы, оказавшись рядом со смертью? Вот его слова: умоляю вас, братия, будьте снисходительны друг к другу, будьте терпеливы и созидайте союз мира и любви.

Можем ли мы представить себе что-то подобное? Многие выдающиеся люди оказывались в заключении и писали там письма. Нередко это были призывы к продолжению начатой ими борьбы, некие политические прокламации; но только у апостола Павла мы читаем дивные слова о долготерпении и снисхождении друг к другу. Это послание помогает понять самую суть христианства. Церковь Божия не предлагает политических концепций, которые могут быть положены в устройство человеческой жизни. Она устраняется от тех сфер общественной деятельности, в которых кипят страсти, конкуренция, борьба, в том числе борьба за власть.
Священнослужитель должен быть отстранен от всякого рода интриг и конфликтов внешнего мира. Это не значит, что он не должен уметь разбираться в людях, это не значит, что он должен быть безразличен к тому, какие силы берут верх в обществе, но нельзя, чтобы он душу свою отдавал на растерзание всех этих сил. Священнослужителю необходимо сохранять некую дистанцию, чтобы оказаться близким к любому – и к правому, и к левому, вне зависимости от политических взглядов.
Священник должен быть отцом для всех, а Церковь должна быть матерью для всего народа. Как мать призвана удерживать детей от дурных поступков, так и Церковь должна напоминать людям и обществу о том, что соответствует воле Божией, Его замыслу о мире а что является опасным изобретением лжеименного знания и может привести к тяжелейшим последствиям в личной, семейной или общественной жизни. Такова миссия Церкви, и в ней нет ничего нового, кроме того, чему мы все научены Спасителем и Его апостолами, в том числе святым апостолом Павлом.
Мы знаем, что стихии мира пытаются ворваться в церковную ограду. Все вы хорошо знаете, что сегодня происходит за рубежами нашего Отечества, какое колоссальное давление оказывается и на страну, и на Церковь нашу. Одно давление тесно связано с другим, у них одни и те же источники, за ними стоят одни и те же силы. Но мы как Церковь с двухтысячелетней историей хорошо знаем, что любое давление, проистекающее от человеческой неправды, преодолевается силой Божией и честной, мужественной позицией того, кто ему противостоит.
И сегодня нам как народу особенно нужна консолидация сил, преодоление разногласий несущественных, второстепенных, таких, которые остаются на поверхности, не затрагивая глубинные интересы народа. Но там, где есть прямое соприкосновение закона и нравственности, где есть попытки закон государственный противопоставить закону Божиему, мы должны быть начеку и говорить: не делайте этого никогда, ничего доброго не получится. Потому что Божий закон превыше любого человеческого закона, и появление законов, которые подталкивают к деяниям, противным воле Божией, всегда оборачивается крахом как для тех, кто эти законы создавал, продвигал и утверждал, так и для тех, кто этим законам следовал.
Я говорю об этом сегодня, потому что и на наших законодателей сегодня оказывается влияние, в том числе под благовидными предлогами и со ссылками на пример соседей, которому якобы должны следовать и мы. Подобные ссылки на чужой опыт, пренебрежение к собственным традициям ни к чему доброму привести не могут. Это не означает, что мы не должны учиться у других, тем более что нам следует оказаться в изоляции и вовсе не знать, что в мире происходит. Но от своего духовного первородства, от своей духовно-нравственной традиции, которая является стержнем всей национальной жизни, мы ни в коем случае не можем отказываться, принимая законы, которые воле Божией противоречат.
По милости Божией таких случаев в новейшей истории России почти не было, но угроза появления подобных инициатив постоянно существует, и поэтому я призываю всех, в первую очередь законотворцев, осознавать важность соотнесения любого предлагаемого законопроекта с духовной, культурной традицией своего тысячелетнего народа. Да поможет нам Господь избегать всякого рода искушений в своей жизни – личной, семейной, общественной, государственной. Тот народ, который сохраняет единство, – это сильный народ, который действительно способен справляться с вызовами текущего времени, сохраняя самого себя, сохраняя свои святыни, сохраняя свои идеалы.
Мне особенно хотелось сказать эти слова здесь, в Калининграде, в российском эксклаве. Вы живете в окружении других народов, и нужно жить с соседями в мире, развивать добрые отношения, но сохранять свою духовную и культурную подлинность таким образом, чтобы в лоне наших традиций могли воспитываться последующие поколения россиян.
Радуюсь тому, как Церковь Православная работает здесь, на калининградской земле. Конечно, всегда можно сказать, что не все сделано в полной мере, что есть резерв для развития. Но я надеюсь, что и в дальнейшем владыка Серафим, владыка Николай, наше духовенство вместе со всеми вами, мои дорогие, будут делать все необходимое, чтобы укреплялась вера православная в народе, чтобы не подвергались никаким разрушениям духовно-нравственные основы и вся та несущая конструкция, на которую опирается наша национальная жизнь.