Традиция обязывает

Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы молодых реставраторов и волонтеров, восстанавливающих храмы, в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве 14  декабря 2019 года
– …В молодости Вы участвовали в геологических экспедициях. Как, по Вашему мнению, экспедиция влияет на развитие личности, ее рост и становление?
– Очень непростой вопрос. В 15 лет я решил уйти из дома и пойти работать в геологическую экспедицию. Когда об этом узнали мои родители, папа воспринял происходящее как волю Божию, а мама всячески сопротивлялась, и первое, что она мне сказала: «Я очень боюсь, что ты попадешь в коллектив людей, которые будут оказывать на тебя плохое влияние».
Я еще не представлял себе, что такое геологическая экспедиция, в голове была только романтика, и я подумал: а какое может быть плохое влияние?
Но не знаю, чему бы я научился в первой же экспедиции, если бы не главный геолог партии, мудрая женщина, которая ко мне отнеслась как мать и никуда не отпускала. Можете себе представить: осень, идем по болоту, все мокрые, грязные, поздно вечером приходим в какую-то деревню. Кто-то пускает к себе на постой, кто-то нет, и первое, что делает мужская половина – ищет чем бы согреться. Конечно, для пятнадцатилетнего мальчика это было не самое лучшее окружение.
Но что, несомненно, помогало мне справляться с этими вызовами, – ясное понимание того, кем я должен был стать. А я хотел стать священником и понимал, что это – определенный этап моей жизни, который нужно обратить во благо. Должен вам сказать, что такая установка мне очень помогла: в конце концов я познакомился с интеллигентными, хорошо образованными геологами, картографами (тогда я занимался картографией), которые меня многому научили.
Так что в любом окружении, даже в том, что несет в себе определенные культурные вызовы, можно находить нечто, что способствует становлению личности. Но я бы не стал особо идеализировать свою ситуацию… Еще раз хочу сказать: если у человека есть внутренняя позиция, которой он дорожит и которую он готов отстаивать, то даже соприкосновение с очень сильным вызовом, культурным и религиозным, или, лучше сказать, антикультурным и антирелигиозным, можно обратить во благо.
У меня нет однозначной оценки моего личного опыта участия в экспедициях. Но по крайней мере, я не сидел бы здесь с вами, если бы результат был плохой.
–Нас часто спрашивают, зачем вы восстанавливаете часовни и храмы в заброшенных местах, там, где никого нет. Как бы Вы посоветовали на него отвечать?
– Вы знаете, так могут говорить люди, которые просто не понимают, о чем говорят… В швейцарской деревне, особенно на востоке страны, где-нибудь в кантоне Граубюнден, легко увидеть традиционный дом с табличкой «XV век»… Нам же от прошлого мало что досталось, значительная часть нашей истории была связана с деревянным зодчеством, которое сохранилось лишь в малой степени. Поэтому то, что сохранилось, представляет собой несомненную ценность, напоминая нашему народу о том, что в каждом селе был храм.
Летишь над Московской областью – огромное количество храмов, поистине святая земля! Однако большинство из них полуразрушены. Думаю, восстановление храмов, в том числе в дальнем Подмосковье, может способствовать возрождению деревень. Доводилось видеть такую картину: храм восстанавливается, вокруг ни одного дома, но уже какие-то люди сгружают стройматериалы с грузовичка, и складывается впечатление, что хотят строиться. Ведь места вокруг – невероятной красоты, а присутствие храма притягивает людей, по крайней мере чтобы построить дачу и проводить на ней лето. Так что наши храмы, даже руинированные, имеют очень большое значение; но оно будет еще больше, если мы сумеем их отреставрировать.
– Какую роль, по Вашему мнению, должны играть традиции в творчестве современного архитектора при проектировании православных храмов?
– Очень важный вопрос, поскольку сейчас появилась тенденция экспериментировать при разработке архитектурного облика храмов, как в экстерьере, так и в интерьере. Вообще, Православие – это традиционная религия в том смысле, что она сохраняет ценности прошлого. Это не значит, что Церковь нечувствительна к современности, но потеря способности охранять ценности прошлого грозит колоссальными опасностями для Церкви и общества. 

Нам иногда говорят: «Как вы нечувствительны к восприятию новых тем». Вы, наверное, слышали, какие упреки бросаются в адрес Церкви: «вы несовременные», «вы нечувствительные», «вы не понимаете». На это мы отвечаем: «У нас несколько иной взгляд. Для нас современность – это часть исторического процесса. А если вы отрываете современность от прошлого, то это очень опасно, потому что тем самым происходит ценностный разрыв.
Собственно говоря, в чем заключалась катастрофа революции? В том, что революционеры добились искусственного разрыва между прошлым и настоящим… Но почему революционеры отказывались от традиции? И откуда современная тенденция пренебрегать традицией? Дело в том, что традиция обязывает; традиционные ценности, которые вошли в плоть и кровь народа, имеют нормативное значение. В частности, нравственность, основанная на евангельских принципах, имеет реальные проявления в личной и общественной жизни.
Мы говорим, что этими ценностями нельзя жонглировать, ими нельзя пренебрегать, потому что мы тогда потеряем свою культурную идентичность, мы потеряем связь с нашими предыдущими поколениями. В одной из бесед я привел простой пример: «Наверное, есть люди, которых не устраивает церковная архитектура, и они бы хотели вместо храмов видеть какие-нибудь современные здания, супермаркеты, еще что-то. Так вот, можно ли допустить снос церковных зданий в угоду интересам и потребностям современного человека? Конечно, нет!» Вот так же и в системе нравственных ценностей. Нам говорят: «Нужно от этого отказаться, это несовременно». А мы говорим: «Не надо отказываться, потому что это часть традиции, сформировавшей наш национальный облик».

Соединить современные вызовы с системой традиционных ценностей – это и есть задача Церкви. Мы не можем отказаться от ценностей, но мы должны быть чувствительны к вызовам современности, в частности к тому, чем живет молодежь. И мы должны уметь актуализировать ценностные традиции для того, чтобы они жили в сознании людей, а не отвергались как ненужные экспонаты из прошлого.