Твердый камень веры и знания

Из доклада Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы 20 декабря 2019 г
…В уходящем году произошло важное для нашей Церкви и, на сей раз, весьма радостное событие: с Московским Патриархатом воссоединились общины Архиепископии приходов русской традиции в Западной Европе во главе с архиепископом (ныне – митрополитом) Иоанном (Реннетó). Созданная русскими эмигрантами в трагические годы смуты в нашем Отечестве в ΧΧ веке, Архиепископия в 1931 году была включена в юрисдикцию Константинополя на правах временного экзархата… 
Архиепископ Иоанн по его просьбе был принят 14 сентября в юрисдикцию Московского Патриархата с титулом «Дубнинский». Примеру своего архипастыря вскоре последовало большинство приходов и духовенства, которые обратились ко мне и Священному Синоду с соответствующей просьбой и 7 октября также были воссоединены с Русской Православной Церковью…
Произошло событие исторического масштаба: с Русской Православной Церковью воссоединилась последняя церковная структура, возникшая в русской эмиграции в годы революции и гражданской смуты в нашем Отечестве. Ныне эту трагическую страницу русской истории можно считать окончательно перевернутой. Сбылись и чаяния митрополита Евлогия (Георгиевского), который в далеком 1931 году писал в послании к пастве, что окормлявшиеся им приходы в Западной Европе вернутся к былому положению, «когда восстановится общепризнанная центральная церковная власть и нормальные условия жизни Русской Православной Церкви». Ныне мы благодарим Бога за то, что это стало возможным, благодарим за восстановление единства нашей Церкви.
*                 *                 *
…В жизни всех приходов имеется общее и главное – это совершение богослужения, и в первую очередь – Божественной литургии… При этом не сегодня отмечено, что миряне сталкиваются с трудностями в понимании богослужения. ...Главная сложность в понимании мирянами богослужебных текстов проистекает из самого их содержания, из высоты догматического учения, поэтических особенностей и насыщенности библейскими образами, которые непросто понять тем, кто обладает поверхностными знаниями о церковном учении и о библейской истории. Поэтому важнейшая задача для священников – это через просвещение прихожан помочь им понимать содержание и смысл православного богослужения.
Эта учительная задача никак не отменяет необходимости устранять практические недостатки, такие как невнятность и поспешность в произнесении текстов и возгласов или, наоборот, утомительное для внимания затягивание и искусственная театральность, эмоциональность или вычурность; неправильная расстановка акцентов в текстах; неблагоприятная акустика храма, которую можно, как правило, исправить современными техническими средствами…
В некоторых храмах прихожанам раздают тексты праздничных, а иногда и воскресных богослужений, или хотя бы канонов, с параллельным русским текстом и подстрочным пояснением сложных мест… Полагаю возможным, чтобы там, где общины к этому готовы, апостольские и паремийные чтения, которые нередко наиболее сложны для понимания, звучали на русском языке. То же касается чтения Евангелия при совершении треб…
*                 *                 *
…Особенно хотел бы предупредить наших пастырей о недопустимости чрезмерного интереса к грехам против 7-й заповеди. Нужно доверять свободному свидетельству совести человека и беречь хрупкий сосуд человеческого целомудрия – оно ведь и так подвергается слишком многим испытаниям в наши дни. Кто-то, быть может, считает, что нет и не может быть запретных тем на исповеди, но на самом деле они есть, особенно в той сфере, которая является местом исключительной компетенции мужа и жены, делом внутренней жизни их союза. В эту область никто не должен вторгаться – бесцеремонное вмешательство неизбежно навредит, а уврачевать нанесенную рану, увы, бывает очень трудно.
Нельзя и пугать людей. Да, пастырское предостережение может быть строгим, но эмоциональное давление есть вещь недопустимая. Во-первых, потому, что испуг изгоняет доверие и парализует творческую способность человека к изменению жизни. А во-вторых, и это главное – Сам Пастыреначальник Иисус никогда не поступал так с людьми. Сам Господь неоднократно призывает людей не бояться и вернуться с волн эмоционального восприятия жизни на твердый камень веры и знания… Не испугать, а ободрить, обратить мысленный взор человека к Божию милосердию и к источнику этого милосердия, Христу Распятому и Воскресшему – вот задача пастыря, возвещающего людям Евангелие – Благую весть о снисхождении Бога к человекам.
…Многовековая христианская традиция усвоила священнику наименование отца, но понимаем ли мы вполне, что означает это именование? Пастыреначальник Иисус предостерегал своих последователей: «Отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос»…. Наименование пастыря отцом, даже если речь идет о заслуженном и авторитетном человеке, есть не признание существующей реальности, но исключительно указание ему самому на идеал, к которому он должен стремиться в своем служении. Умаление, а отнюдь не преувеличение собственной роли в жизни пасомых есть норма пастырского поведения священника.
«На сегодняшний день мы не имеем общепринятых указаний о степени поста для людей, живущих в миру. А те указания, которые предписаны в наших богослужебных книгах, являются частью монастырского уклада жизни».
Эта реплика призывает нас к серьезным размышлениям. Формально действующий на сегодняшний день устав постов содержится в Типиконе, соответствующие главы которого восходят к ближневосточной монастырской практике, включающей не только воздержание от скоромных продуктов, но и многие дни так называемого сухоядения и даже некоторые дни полного воздержания от пищи…Ситуация усугубляется тем, что популярные газеты и светские сайты, желающие как-то осветить тему поста, размещают перед Великим постом «постные календари» именно в изложении упомянутой ближневосточной практики….
Значит ли это, что можно взять и отменить постные предписания? Нет, конечно. Однако одно дело – пост для монаха, другое дело – для человека, выполняющего тяжелую физическую работу. Должна быть вдумчивая пастырская работа с нашими прихожанами, индивидуальный подход, чтобы каждый из них участвовал в посте, особенно в Великом посте, – участвовал по мере своих сил, но участвовал непременно. В преддверии поста это лишний повод призвать во время проповеди редко бывающих в храме людей подойти на беседу к священнику.