Из доклада Святейшего Патриарха
Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы 20 декабря 2019 г
…В
уходящем году произошло важное для нашей Церкви и, на сей раз, весьма радостное
событие: с Московским Патриархатом воссоединились общины Архиепископии приходов
русской традиции в Западной Европе во главе с архиепископом (ныне –
митрополитом) Иоанном (Реннетó). Созданная русскими эмигрантами в трагические
годы смуты в нашем Отечестве в ΧΧ веке, Архиепископия в 1931 году была включена
в юрисдикцию Константинополя на правах временного экзархата…
Архиепископ Иоанн по его просьбе был принят
14 сентября в юрисдикцию Московского Патриархата с титулом «Дубнинский». Примеру
своего архипастыря вскоре последовало большинство приходов и духовенства,
которые обратились ко мне и Священному Синоду с соответствующей просьбой и 7
октября также были воссоединены с Русской Православной Церковью…
Произошло
событие исторического масштаба: с Русской Православной Церковью воссоединилась
последняя церковная структура, возникшая в русской эмиграции в годы революции и
гражданской смуты в нашем Отечестве. Ныне эту трагическую страницу русской истории
можно считать окончательно перевернутой. Сбылись и чаяния митрополита Евлогия
(Георгиевского), который в далеком 1931 году писал в послании к пастве, что
окормлявшиеся им приходы в Западной Европе вернутся к былому положению, «когда
восстановится общепризнанная центральная церковная власть и нормальные условия
жизни Русской Православной Церкви». Ныне мы благодарим Бога за то, что это
стало возможным, благодарим за восстановление единства нашей Церкви.
* * *
…В
жизни всех приходов имеется общее и главное – это совершение богослужения, и в
первую очередь – Божественной литургии… При этом не сегодня отмечено, что
миряне сталкиваются с трудностями в понимании богослужения. ...Главная
сложность в понимании мирянами богослужебных текстов проистекает из самого их
содержания, из высоты догматического учения, поэтических особенностей и
насыщенности библейскими образами, которые непросто понять тем, кто обладает
поверхностными знаниями о церковном учении и о библейской истории. Поэтому
важнейшая задача для священников – это через просвещение прихожан помочь им
понимать содержание и смысл православного богослужения.
Эта учительная задача никак не отменяет
необходимости устранять практические недостатки, такие как невнятность и
поспешность в произнесении текстов и возгласов или, наоборот, утомительное для
внимания затягивание и искусственная театральность, эмоциональность или вычурность;
неправильная расстановка акцентов в текстах; неблагоприятная акустика храма,
которую можно, как правило, исправить современными техническими средствами…
В
некоторых храмах прихожанам раздают тексты праздничных, а иногда и воскресных богослужений,
или хотя бы канонов, с параллельным русским текстом и подстрочным пояснением
сложных мест… Полагаю возможным, чтобы там, где общины к этому готовы, апостольские
и паремийные чтения, которые нередко наиболее сложны для понимания, звучали на
русском языке. То же касается чтения Евангелия при совершении треб…
* * *
…Особенно
хотел бы предупредить наших пастырей о недопустимости чрезмерного интереса к
грехам против 7-й заповеди. Нужно доверять свободному свидетельству совести человека
и беречь хрупкий сосуд человеческого целомудрия – оно ведь и так подвергается
слишком многим испытаниям в наши дни. Кто-то, быть может, считает, что нет и не
может быть запретных тем на исповеди, но на самом деле они есть, особенно в той
сфере, которая является местом исключительной компетенции мужа и жены, делом
внутренней жизни их союза. В эту область никто не должен вторгаться –
бесцеремонное вмешательство неизбежно навредит, а уврачевать нанесенную рану,
увы, бывает очень трудно.
Нельзя
и пугать людей. Да, пастырское предостережение может быть строгим, но эмоциональное
давление есть вещь недопустимая. Во-первых, потому, что испуг изгоняет доверие
и парализует творческую способность человека к изменению жизни. А во-вторых, и
это главное – Сам Пастыреначальник Иисус никогда не поступал так с людьми. Сам
Господь неоднократно призывает людей не бояться и вернуться с волн
эмоционального восприятия жизни на твердый камень веры и знания… Не испугать, а
ободрить, обратить мысленный взор человека к Божию милосердию и к источнику
этого милосердия, Христу Распятому и Воскресшему – вот задача пастыря,
возвещающего людям Евангелие – Благую весть о снисхождении Бога к человекам.
…Многовековая
христианская традиция усвоила священнику наименование отца, но понимаем ли мы вполне,
что означает это именование? Пастыреначальник Иисус предостерегал своих
последователей: «Отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас
Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас
Наставник – Христос»…. Наименование пастыря отцом, даже если речь идет о
заслуженном и авторитетном человеке, есть не признание существующей реальности,
но исключительно указание ему самому на идеал, к которому он должен стремиться
в своем служении. Умаление, а отнюдь не преувеличение собственной роли в жизни
пасомых есть норма пастырского поведения священника.
«На сегодняшний день мы не имеем общепринятых указаний о степени поста
для людей, живущих в миру. А те указания, которые предписаны в наших богослужебных
книгах, являются частью монастырского уклада жизни».
Эта
реплика призывает нас к серьезным размышлениям. Формально действующий на сегодняшний
день устав постов содержится в Типиконе, соответствующие главы которого восходят
к ближневосточной монастырской практике, включающей не только воздержание от
скоромных продуктов, но и многие дни так называемого сухоядения и даже
некоторые дни полного воздержания от пищи…Ситуация усугубляется тем, что
популярные газеты и светские сайты, желающие как-то осветить тему поста,
размещают перед Великим постом «постные календари» именно в изложении упомянутой
ближневосточной практики….
Значит
ли это, что можно взять и отменить постные предписания? Нет, конечно. Однако
одно дело – пост для монаха, другое дело – для человека, выполняющего тяжелую
физическую работу. Должна быть вдумчивая пастырская работа с нашими
прихожанами, индивидуальный подход, чтобы каждый из них участвовал в посте,
особенно в Великом посте, – участвовал по мере своих сил, но участвовал
непременно. В преддверии поста это лишний повод призвать во время проповеди
редко бывающих в храме людей подойти на беседу к священнику.