«…Уже практически не знает правил орфографии и пунктуации»

Вступительное слово Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Президиума Общества русской словесности 21 мая 2019 года

…Мы собираемся в преддверии знаковой для нашей страны даты – 220-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Почти двести лет назад стихи еще юного поэта читал на заседаниях Общества любителей русской словесности его дядя Василий Львович Пушкин.

Сегодня нам предстоит подвести итоги трехлетней деятельности Общества, определить направления работы на ближайшее время и подготовиться к съезду Общества, который предлагаю провести осенью текущего года. Со дня первого съезда, прошедшего в мае 2016 года, накопилось немало тем для обсуждения всеми членами Общества.

Три года назад мы говорили о необходимости изменения федеральных государственных образовательных стандартов преподавания русского языка и литературы в начальной и основной школе и подготовки новых учебников по отечественной словесности. Сегодня, благодаря усилиям Министерства просвещения, поставленные задачи в значительной степени решены, однако работа по обновлению образовательных стандартов и корпуса учебной литературы продолжается.

Конкретизация содержания государственных образовательных стандартов, как в части отдельных предметов школьной программы, так и в части желаемых личностных результатов образования, должна не только стать прочным фундаментом единого образовательного пространства России, но и дать ясные ориентиры для учителей, родителей и всего общества.

Важной миссией, в осуществлении которой мы готовы всемерно содействовать Министерству просвещения, является повышение качества учебников. В школу должны поступать учебники безупречные не только с позиций современных гуманитарных и естественных наук, но и отражающие духовно-нравственные традиции нашего общества, написанные строго в соответствии с нормами русского литературного языка. Полагаю, что Общество русской словесности может внести весомый вклад в это многотрудное дело.

Большим достижением – и это заслуга Рособрнадзора – считаю введение обязательного устного экзамена по русскому языку для девятиклассников.На осеннем съезде было бы важно выслушать мнения представителей педагогического сообщества о том, что на нынешнем этапе требуется сделать в области учебной литературы и оценки знаний школьников по русской словесности.

Еще совсем недавно наших соотечественников отличала приверженность к книжному чтению. Сегодня же вызовом становятся отнюдь не электронные книги, которых так боялись сторонники классического книгочтения несколько лет назад, а вообще потеря интереса и даже навыка к чтению. Дабы ситуация не достигла точки невозврата, считаю важным продвигать – прежде всего среди молодежи – идею о том, что к подлинной элите принадлежит лишь человек, читающий и воспринимающий высокую литературу, живущий в пространстве отечественной и мировой книжной культуры.

Полагаю, эта тема могла бы стать одной из ключевых на предстоящем Съезде. Было бы интересно и полезно выслушать мнения филологов, писателей, историков, футурологов, журналистов и других специалистов.

Каждый из нас едва ли не ежедневно сталкивается с весьма болезненным явлением – с грубейшим искажением норм литературного русского языка. Язык SMS, мессенджеров и социальных сетей уже практически не знает правил орфографии и пунктуации. Не может не вызывать беспокойство и то, что подобный малограмотный способ общения переходит в повседневную живую речь. Общество русской словесности, несмотря ни на какие веяния, призвано терпеливо отстаивать и культивировать использование норм литературного русского языка. Огромная ответственность здесь лежит на средствах массовой информации, имеющих большое влияние на умы людей…

Важная задача нашего Общества – это помощь в подготовке высококвалифицированных учителей-словесников. Представляется значимой систематизация и унификация программ по русскому языку и литературе, которые используются педагогами средней и высшей школы. Развитие педагогического образования требует пристального внимания различных государственных ведомств и общественных объединений. Очевидно, Министерству науки и высшего образования в этом могло бы содействовать Министерство просвещения, которое непосредственно взаимодействует со школами.

Профессия учителя – это высокое призвание и служение. Думаю, было бы весьма полезно поощрять тех, кто трудится на этом непростом поприще. В связи с этим полагаю целесообразным учредить особую премию Общества русской словесности, которая будет вручаться по следующим номинациям: за многолетний труд; молодому учителю; за организацию внеклассной работы; за использование новых технологий в образовательном процессе; за сохранение русского языка и культуры. Может быть, именно с последнего надо было начать этот перечень. Первые премии предлагаю вручить на ближайшем осеннем съезде.