Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в храме Всех святых в Страсбурге (Франция) 26 мая 2019 года.
Сегодня произошло историческое событие для православных людей, живущих в Страсбурге: освящен первый православный храм, ибо до этого, как было справедливо отмечено, наша община молилась в помещениях, не приспособленных для совершения богослужений. Поэтому, когда совершилось освящение, в первую очередь была вознесена благодарственная молитва Богу, а затем прозвучали слова благодарности в адрес тех, кто трудился, созидая храм Божий, в том числе Вас, господин мэр, властей Страсбурга, Преосвященного архиепископа, – всех, кто своим доброжелательным отношением и молитвами поддержал это святое дело.
Сегодня, в пятое воскресенье после православной Пасхи, за Литургией мы читаем отрывок из Евангелия, где говорится о самарянке, которая встретила Иисуса Христа у колодца. Самаряне отличались от иудеев, в частности, тем, что местом для поклонения Богу считали гору Гаризим, которая находилась рядом с их селениями, а иудеи, как известно, возносили молитвы к Богу в Иерусалиме. И когда самарянка, общаясь с Иисусом Христом, поняла, что этот Человек – не от мира сего, она задала Ему самый главный вопрос, который волновал ее и все ее племя: где же нужно молиться Богу, в Иерусалиме или здесь, на горе Гаризим? И Господь ответил неожиданным для нее образом – Он сказал, что нужно молиться в духе и истине, а значит, можно молиться в любом месте.
Что же такое молитва в духе? О каком духе здесь идет речь? О наших душевных силах? Мы знаем, что их не хватает на самые простые вещи. Человек стремится обеспечить свою жизнь, повысить ее качество, улучшить взаимоотношения вокруг себя – есть огромное количество целей, на которые он тратит свои душевные силы. Поэтому Господь, отвечая женщине, имел в виду не ее душевные силы – Он имел в виду силу Духа Божия. Человек не может обращаться к Богу и достигать славы Божией, если опирается только на собственные силы.
Однако это утверждение идет вразрез с основным целеполаганием современной цивилизации, декларирующей, что человек может все, что он – главная сила и никаких других сил нет. Господь говорит: да, сила, но сила, которая не может достигнуть Меня без Моей воли и без Моего участия. И нашу молитву Бог слышит тогда, когда она в силе духа, когда Его Божественным Духом мы укрепляемся.
Многие святые люди всю свою жизнь посвящали тому, чтобы вырасти в Духе, укрепиться в Нем, и достигали огромных духовных высот. Часто для этого они удалялись от мира, уходили в пустыню и действительно становились великими святыми, имевшими огромную силу духа.
А что же делать нам, простым людям? Мы живем в условиях современной цивилизации, перед нами – огромное количество житейских проблем. Многие из тех, кто сегодня стоит в храме, уже после обеда об этом забудут и полностью погрузятся в проблемы, которые им предстоит решать. И как тогда возрастать в силе? До первого посещения супермаркета, где цели сразу приземляются и о всяком духе человек забывает? Поэтому в нашей современной, технологически развитой цивилизации нам нужны места, где человек мог бы почувствовать свою близость к Богу.
В России мы это очень хорошо поняли. Вы знаете, что за время господства атеистической власти было разрушено большинство храмов и многим казалось, что никакой духовной жизни в России вообще не будет. Сегодня я хотел бы сказать, что мы открываем в среднем три храма в сутки – я не ошибаюсь, по три храма за 24 часа. И не от того, что у нас очень много денег и мы не знаем, куда их потратить, – наш народ, прошедший через годы атеизма, и умом, и сердцем понял: без Бога ничего не получается.
Все силы великой супердержавы, которая называлась Советский Союз, были брошены на то, чтобы построить счастливую жизнь без Бога. Все силы – политика, культура, наука, армия – работали на достижение этой цели. Но не получилось! Мы как народ вынесли очень большой урок: без Бога невозможно построить счастливую жизнь. Потому мы и строим по три храма в сутки и верим, что и на Западе, где, может быть, картина несколько иная, настанет время, когда люди снова осознают необходимость того, чтобы духовная жизнь становилась все интенсивнее.
Мы с большим уважением относимся к трудам Папы Франциска, католического епископата и внимательно наблюдаем за духовным состоянием Западной Европы. Мы солидарны с вами в ваших трудах, и я полагаю, что мы должны совместно умножать наши усилия на пути свидетельства о Христе распятом и воскресшем. Очень надеюсь, что этот храм, который будет домом молитвы для православных людей, также станет местом встречи с католической общиной, местом диалога, столь необходимого для христиан, которые сегодня живут в условиях секуляризированной цивилизации.
Хотел бы еще раз поблагодарить Вас, уважаемый господин мэр, за Ваше доброе отношение и за Ваши слова, а также Вас, господин архиепископ, и всех жителей Страсбурга за положительное отношение к строительству русского православного храма. Хотел бы также выразить особую благодарность тем православным, кто потрудился для строительства сего святого храма, особенно настоятелю отцу архмандриту Филиппу.
Сегодня произошло историческое событие для православных людей, живущих в Страсбурге: освящен первый православный храм, ибо до этого, как было справедливо отмечено, наша община молилась в помещениях, не приспособленных для совершения богослужений. Поэтому, когда совершилось освящение, в первую очередь была вознесена благодарственная молитва Богу, а затем прозвучали слова благодарности в адрес тех, кто трудился, созидая храм Божий, в том числе Вас, господин мэр, властей Страсбурга, Преосвященного архиепископа, – всех, кто своим доброжелательным отношением и молитвами поддержал это святое дело.
Сегодня, в пятое воскресенье после православной Пасхи, за Литургией мы читаем отрывок из Евангелия, где говорится о самарянке, которая встретила Иисуса Христа у колодца. Самаряне отличались от иудеев, в частности, тем, что местом для поклонения Богу считали гору Гаризим, которая находилась рядом с их селениями, а иудеи, как известно, возносили молитвы к Богу в Иерусалиме. И когда самарянка, общаясь с Иисусом Христом, поняла, что этот Человек – не от мира сего, она задала Ему самый главный вопрос, который волновал ее и все ее племя: где же нужно молиться Богу, в Иерусалиме или здесь, на горе Гаризим? И Господь ответил неожиданным для нее образом – Он сказал, что нужно молиться в духе и истине, а значит, можно молиться в любом месте.
Что же такое молитва в духе? О каком духе здесь идет речь? О наших душевных силах? Мы знаем, что их не хватает на самые простые вещи. Человек стремится обеспечить свою жизнь, повысить ее качество, улучшить взаимоотношения вокруг себя – есть огромное количество целей, на которые он тратит свои душевные силы. Поэтому Господь, отвечая женщине, имел в виду не ее душевные силы – Он имел в виду силу Духа Божия. Человек не может обращаться к Богу и достигать славы Божией, если опирается только на собственные силы.
Однако это утверждение идет вразрез с основным целеполаганием современной цивилизации, декларирующей, что человек может все, что он – главная сила и никаких других сил нет. Господь говорит: да, сила, но сила, которая не может достигнуть Меня без Моей воли и без Моего участия. И нашу молитву Бог слышит тогда, когда она в силе духа, когда Его Божественным Духом мы укрепляемся.
Многие святые люди всю свою жизнь посвящали тому, чтобы вырасти в Духе, укрепиться в Нем, и достигали огромных духовных высот. Часто для этого они удалялись от мира, уходили в пустыню и действительно становились великими святыми, имевшими огромную силу духа.
А что же делать нам, простым людям? Мы живем в условиях современной цивилизации, перед нами – огромное количество житейских проблем. Многие из тех, кто сегодня стоит в храме, уже после обеда об этом забудут и полностью погрузятся в проблемы, которые им предстоит решать. И как тогда возрастать в силе? До первого посещения супермаркета, где цели сразу приземляются и о всяком духе человек забывает? Поэтому в нашей современной, технологически развитой цивилизации нам нужны места, где человек мог бы почувствовать свою близость к Богу.
В России мы это очень хорошо поняли. Вы знаете, что за время господства атеистической власти было разрушено большинство храмов и многим казалось, что никакой духовной жизни в России вообще не будет. Сегодня я хотел бы сказать, что мы открываем в среднем три храма в сутки – я не ошибаюсь, по три храма за 24 часа. И не от того, что у нас очень много денег и мы не знаем, куда их потратить, – наш народ, прошедший через годы атеизма, и умом, и сердцем понял: без Бога ничего не получается.
Все силы великой супердержавы, которая называлась Советский Союз, были брошены на то, чтобы построить счастливую жизнь без Бога. Все силы – политика, культура, наука, армия – работали на достижение этой цели. Но не получилось! Мы как народ вынесли очень большой урок: без Бога невозможно построить счастливую жизнь. Потому мы и строим по три храма в сутки и верим, что и на Западе, где, может быть, картина несколько иная, настанет время, когда люди снова осознают необходимость того, чтобы духовная жизнь становилась все интенсивнее.
Мы с большим уважением относимся к трудам Папы Франциска, католического епископата и внимательно наблюдаем за духовным состоянием Западной Европы. Мы солидарны с вами в ваших трудах, и я полагаю, что мы должны совместно умножать наши усилия на пути свидетельства о Христе распятом и воскресшем. Очень надеюсь, что этот храм, который будет домом молитвы для православных людей, также станет местом встречи с католической общиной, местом диалога, столь необходимого для христиан, которые сегодня живут в условиях секуляризированной цивилизации.
Хотел бы еще раз поблагодарить Вас, уважаемый господин мэр, за Ваше доброе отношение и за Ваши слова, а также Вас, господин архиепископ, и всех жителей Страсбурга за положительное отношение к строительству русского православного храма. Хотел бы также выразить особую благодарность тем православным, кто потрудился для строительства сего святого храма, особенно настоятелю отцу архмандриту Филиппу.