Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Вознесения Господня после Литургии в кафедральном соборе Архангела Михаила г. Черняховска 6 мая 2019 года
Сегодня мы празднуем великий праздник Вознесения Господня. У Иоанна Златоуста находим в связи с этим днем такие слова: «Диавол лишил нас рая, а Господь возвел на небо»/ Это действительно так. Дьявол лишил людей рая, – первые люди согрешили, и возникло само понятие греха, т.е. действий или мыслей, которые не соответствуют Божиему замыслу о человеке. Явление греха настолько поразило род человеческий, что и мечтать о рае было невозможно.
Не может грешный человек взойти на небо. Но вот на грешную землю, к погрязшему в грехе роду человеческому – а можно себе представить, что творилось тогда на просторах языческой Римской империи, где добро смешалось со злом, –приходит Господь и изменяет течение человеческой истории. И не только Своими дивными словами, не только Евангелием, но и силой благодати Духа Святаго, которую через Его крест и Воскресение Бог послал роду человеческому.
Великое деяние спасения рода человеческого, связанное с подвигом Единородного Сына Божиего, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, является сердцевиной всей человеческой истории. История делится на «до» и «после», и совершенно неслучайно наше летоисчисление начинается от дня рождения Иисуса Христа. Наступила новая эра – не только в плане культуры (хотя и в этом тоже), но в первую очередь новая эра в отношениях Бога и человека. Бог, ставший Человеком, ставший одним из нас, явил роду человеческому Свою великую милость. И потому действительно вся история разделяется на две части, и жизнь после явления Спасителя, Его смерти, Воскресения и преславного Вознесения, – это время особой ответственности людей за то, чтобы сохранить все, что Бог во Христе даровал нам.
В первую очередь речь идет о сохранении веры. Может быть, тысячу лет назад это было не так трудно, потому что люди чувствовали Бога сердцем своим и было меньше того, что уводило их от Бога (хотя и в то время были соблазны, искушения, лжеучения), но в нашем XXI веке требуются особые усилия, чтобы сохранить веру в Господа, чтобы наследовать ту ловитву обетований, что была явлена во Христе роду человеческому…
Весть, которую апостолы передали роду человеческому, сохраняется в Церкви и дошла до нас. Сегодня мы, подобно апостолам, духовно созерцаем Вознесение Господа и Спасителя. Мы сознаем, что после Вознесения Спаситель не оставил род человеческий, но даровал Святаго Духа, и миссия Церкви в мире продолжается Его благодатным действием, Его Божественной силой.
Еще раз хотел бы сказать о том, как велика ответственность нас – людей, которые приняли Крещение, которые сознательно приходят к Богу, которые сознательно встают в ряды тех, кто продолжает дело святых апостолов. В нынешнее время мы должны с не меньшим дерзновением, чем наши предки, свидетельствовать миру о Воскресении Спасителя, о Его Божественной силе, о том, что только опираясь на эту Божественную силу, человек состоится как духовно сильная и богатая личность, чья сила и духовное богатство не ограничиваются земной жизнью, но простираются в вечность.
По своем Воскресении Спаситель еще не раз явился Своим ученикам. Они могли осязать Его руки, вкладывать, подобно апостолу Фоме, пальцы в язвы от гвоздей, вкушать вместе с Ним хлеб, что ясно свидетельствовало о том, что Христос воскрес в человеческом теле, в теле просветленном, но принимающем человеческую пищу. «Нет ли у вас что-то съестного?» – спросил Он учеников в Галилее после ночного лова рыбы. И эти простые слова, несомненно, привели в чувство обескураженных учеников. Они поняли, что перед ними живой Учитель – не дух, не призрак, а живой Спаситель.
Воскресение явило нам чудо восставшего из гроба Спасителя в живом человеческом теле, с которым Он вознесся на небо. Что же это означает? Каков духовный смысл в этом таинственном акте? А смысл такой: в неведомом для нас мире Христос пребывает с человеческим телом. Это значит, что физическая жизнь видоизменяется, но не прекращается с человеческой смертью, и бессмертие есть не только бессмертие души, но и бессмертие души в преображенном человеческом теле.
Всему этому учит нас сегодняшний день Вознесения Господа Иисуса Христа с пречистой Его плотью, как о том свидетельствуют церковные песнопения. Пусть Господь нас всех укрепляет в вере. Пусть через это событие Вознесения мы все чувствуем Божие присутствие рядом с нами. Отныне тот, иной мир уже не должен быть таким непонятным и далеким, ибо Господь пребывает там в прославленном человеческом теле, и, как говорит апостол Павел, «не все мы умрем, но все изменимся во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся». То есть мертвые восстанут с телами при гласе трубы, при втором пришествии Сына Божиего; а те, кто будет жить, изменятся, их тела станут такими же, как тело Спасителя, возносящегося на небо.
Тот мир близок к нам. Это реальность, которая связана с нашей, и все, что мы созидаем здесь, переходит в вечность, как и грехи наши переходят в вечность. А поскольку грех несовместим со славой Божией, то всякий нераскаянный грех тянет, как камень, человека на дно и, как в этой жизни не позволяет достичь своих целей, так и в будущем веке становится препятствием к тому, чтобы быть вместе с Господом.
Вот потому и дается нам время на исцеление наших грехов. Пусть никто и ничто не сможет отлучить нас, как говорит апостол Павел, от любви Божией. Пусть никто и ничто не отлучит нас от спасающей Церкви, в которой мы обретаем возможность, освободившись от тяжести греха, приобщиться к Божиему Царству уже здесь, на земле, через священное таинство Святой Евхаристии, а по завершении нашей жизни вступить в вечное Божественное Царство.
Всему этому учит нас сегодняшний таинственный и великий день Вознесения со плотью Господа и Спасителя нашего на небо, то есть в иной мир, которому каждый из нас также должен быть сопричастен либо во славе, либо во гневе Божием. И да не постигнет нас гнев Божий в день Суда – по нашей вере, по добрым делам, которые мы призваны совершать, сохраняя глубокое убеждение в спасающей силе Христова Воскресения и Божественного Вознесения. Аминь.
Сегодня мы празднуем великий праздник Вознесения Господня. У Иоанна Златоуста находим в связи с этим днем такие слова: «Диавол лишил нас рая, а Господь возвел на небо»/ Это действительно так. Дьявол лишил людей рая, – первые люди согрешили, и возникло само понятие греха, т.е. действий или мыслей, которые не соответствуют Божиему замыслу о человеке. Явление греха настолько поразило род человеческий, что и мечтать о рае было невозможно.
Не может грешный человек взойти на небо. Но вот на грешную землю, к погрязшему в грехе роду человеческому – а можно себе представить, что творилось тогда на просторах языческой Римской империи, где добро смешалось со злом, –приходит Господь и изменяет течение человеческой истории. И не только Своими дивными словами, не только Евангелием, но и силой благодати Духа Святаго, которую через Его крест и Воскресение Бог послал роду человеческому.
Великое деяние спасения рода человеческого, связанное с подвигом Единородного Сына Божиего, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, является сердцевиной всей человеческой истории. История делится на «до» и «после», и совершенно неслучайно наше летоисчисление начинается от дня рождения Иисуса Христа. Наступила новая эра – не только в плане культуры (хотя и в этом тоже), но в первую очередь новая эра в отношениях Бога и человека. Бог, ставший Человеком, ставший одним из нас, явил роду человеческому Свою великую милость. И потому действительно вся история разделяется на две части, и жизнь после явления Спасителя, Его смерти, Воскресения и преславного Вознесения, – это время особой ответственности людей за то, чтобы сохранить все, что Бог во Христе даровал нам.
В первую очередь речь идет о сохранении веры. Может быть, тысячу лет назад это было не так трудно, потому что люди чувствовали Бога сердцем своим и было меньше того, что уводило их от Бога (хотя и в то время были соблазны, искушения, лжеучения), но в нашем XXI веке требуются особые усилия, чтобы сохранить веру в Господа, чтобы наследовать ту ловитву обетований, что была явлена во Христе роду человеческому…
Весть, которую апостолы передали роду человеческому, сохраняется в Церкви и дошла до нас. Сегодня мы, подобно апостолам, духовно созерцаем Вознесение Господа и Спасителя. Мы сознаем, что после Вознесения Спаситель не оставил род человеческий, но даровал Святаго Духа, и миссия Церкви в мире продолжается Его благодатным действием, Его Божественной силой.
Еще раз хотел бы сказать о том, как велика ответственность нас – людей, которые приняли Крещение, которые сознательно приходят к Богу, которые сознательно встают в ряды тех, кто продолжает дело святых апостолов. В нынешнее время мы должны с не меньшим дерзновением, чем наши предки, свидетельствовать миру о Воскресении Спасителя, о Его Божественной силе, о том, что только опираясь на эту Божественную силу, человек состоится как духовно сильная и богатая личность, чья сила и духовное богатство не ограничиваются земной жизнью, но простираются в вечность.
По своем Воскресении Спаситель еще не раз явился Своим ученикам. Они могли осязать Его руки, вкладывать, подобно апостолу Фоме, пальцы в язвы от гвоздей, вкушать вместе с Ним хлеб, что ясно свидетельствовало о том, что Христос воскрес в человеческом теле, в теле просветленном, но принимающем человеческую пищу. «Нет ли у вас что-то съестного?» – спросил Он учеников в Галилее после ночного лова рыбы. И эти простые слова, несомненно, привели в чувство обескураженных учеников. Они поняли, что перед ними живой Учитель – не дух, не призрак, а живой Спаситель.
Воскресение явило нам чудо восставшего из гроба Спасителя в живом человеческом теле, с которым Он вознесся на небо. Что же это означает? Каков духовный смысл в этом таинственном акте? А смысл такой: в неведомом для нас мире Христос пребывает с человеческим телом. Это значит, что физическая жизнь видоизменяется, но не прекращается с человеческой смертью, и бессмертие есть не только бессмертие души, но и бессмертие души в преображенном человеческом теле.
Всему этому учит нас сегодняшний день Вознесения Господа Иисуса Христа с пречистой Его плотью, как о том свидетельствуют церковные песнопения. Пусть Господь нас всех укрепляет в вере. Пусть через это событие Вознесения мы все чувствуем Божие присутствие рядом с нами. Отныне тот, иной мир уже не должен быть таким непонятным и далеким, ибо Господь пребывает там в прославленном человеческом теле, и, как говорит апостол Павел, «не все мы умрем, но все изменимся во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся». То есть мертвые восстанут с телами при гласе трубы, при втором пришествии Сына Божиего; а те, кто будет жить, изменятся, их тела станут такими же, как тело Спасителя, возносящегося на небо.
Тот мир близок к нам. Это реальность, которая связана с нашей, и все, что мы созидаем здесь, переходит в вечность, как и грехи наши переходят в вечность. А поскольку грех несовместим со славой Божией, то всякий нераскаянный грех тянет, как камень, человека на дно и, как в этой жизни не позволяет достичь своих целей, так и в будущем веке становится препятствием к тому, чтобы быть вместе с Господом.
Вот потому и дается нам время на исцеление наших грехов. Пусть никто и ничто не сможет отлучить нас, как говорит апостол Павел, от любви Божией. Пусть никто и ничто не отлучит нас от спасающей Церкви, в которой мы обретаем возможность, освободившись от тяжести греха, приобщиться к Божиему Царству уже здесь, на земле, через священное таинство Святой Евхаристии, а по завершении нашей жизни вступить в вечное Божественное Царство.
Всему этому учит нас сегодняшний таинственный и великий день Вознесения со плотью Господа и Спасителя нашего на небо, то есть в иной мир, которому каждый из нас также должен быть сопричастен либо во славе, либо во гневе Божием. И да не постигнет нас гнев Божий в день Суда – по нашей вере, по добрым делам, которые мы призваны совершать, сохраняя глубокое убеждение в спасающей силе Христова Воскресения и Божественного Вознесения. Аминь.