Любой удар по семье всегда связан и с ударом по Церкви

Из выступления Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного Совета 7 ноября 2025 года.

Сегодня мы рассматриваем проблему, которая является проблемой даже не столько для Церкви, сколько для нашего народа и государства. Речь идет о демографическом кризисе, и, конечно, эта тема нас впрямую касается. И хотя у нас нет инструментов политического, законодательного воздействия на ситуацию, мы тем не менее занимаемся духовным воспитанием народа, и через все те инструменты, которые у нас сегодня есть, мы должны стремиться максимально влиять на изменение демографической ситуации в нашей стране…

Как вы все знаете, в России и других европейских странах XX век был, к сожалению, связан с большими проблемами. Войны, столкновения двух систем очень изменили характер отношений в Европе, возникли средостения между странами и народами. Но одновременно, при всех этих средостениях, на Россию оказывалось псевдокультурное идеологическое влияние, и в этом смысле и в этом контексте надо рассматривать, в том числе, и ухудшение демографической ситуации в России.

Достаточно вспомнить, что в XX веке, опять-таки не без западного влияния, были легализованы аборты. Женщина, которая всегда была хранительницей очага, формирующей всю семейную жизнь, была вынуждена пойти на работу, становясь уже не столько центром семейной жизни, сколько добытчиком материальных средств. Все это привело, в том числе, и к увеличению количества абортов. А легализация абортов повлекла за собой падение нравственности, последствия чего мы сейчас и наблюдаем.

Позднее, когда рушились все наши границы, стало проникать и западное влияние, а с точки зрения нравственности – личной, семейной, общественной – стандарты Запада очень отличались от того, что было в нашей стране. И должен сказать, что в значительной степени это западное влияние отразилось на нравственном состоянии наших людей.

Можно даже сказать, что мы столкнулись с проблемой пропаганды разврата. Конечно, никто так прямо не говорил – это называли «свободными отношениями»… Даже идея материнства была в каком-то смысле скомпрометирована с либеральных позиций. Якобы женщин, с точки зрения прав, свобод и равенства с мужчинами, не надо сковывать семейными узами. Исподволь стала проникать идея, мол, семья семьей, но, кроме того, есть и профессии, и наука, и образование – вот женщина не должна себя отрывать себя ради семьи от всего, что имеет общественное значение.

Однако началось выхолащивание не только материнства – такому же влиянию стало подвергаться и отцовство. Безусловно, в наши дни престиж отцовства значительно ослаблен. Много ли мы видим фильмов, где бы говорилось об отцовстве? Не вообще о мужчине в семье, а именно об отцовстве? Что-то я таких не знаю. Может, кто-то что и видит, но в целом кинематограф, телевидение в этом плане никакого влияния на общество не оказывают; тема отцовства остается в стороне.

Конечно, любой удар по традиционной семье удивительным образом всегда связан и с ударом по Церкви. Атакуется семья – будет атакована и Церковь. Почему? Потому что Церковь – хранительница и опора семьи, и потому по мере разрушения семьи, поверьте, будут все более и более усиливаться хоть и не прямые, как в советское время, но реальные удары по Церкви.

Найдутся аргументы, найдутся «интеллектуалы» – это мы уже проходили, это довольно легко организовать. Пока, ввиду православной веры Президента, премьера, значительной части правительства, никто не смеет ничего говорить прямо. Сегодня у власти люди православных убеждений, а ведь когда-то могут появиться и другие. Поэтому ни в коем случае не столько личности должны определять отношение к семейным ценностям, да и вообще к религиозной проблематике, сколько общая культура народа. А у меня есть сомнения по поводу, что такая культура сформирована…

Чтобы обратить вспять тенденции, которые направлены на разрушение семьи, необходимы, на мой взгляд, экстраординарные меры. Государство и общество должны предпринимать правовые, экономические, социальные меры, направленные на поддержку семьи, на утверждение семейных ценностей, на поощрение многодетности. Есть сейчас и фильмы, и передачи на телевидении, которые объединяют семью и говорят о детях, о семейных ценностях. Но чтобы это стало лейтмотивом, чтобы тема семьи действительно считалась наиважнейшей, чтобы вопрос изменения отношения к браку, к деторождению рассматривался как жизненно важный для нашей страны, – лично я такого пока не ощущаю.

Образ отца – очень важный в христианском учении. Отсюда должно проистекать понимание важности отца в семье; и мы в Церкви, опираясь на Священное Писание, должны говорить о семье, никогда не забывая о роли отца. Это очень важно. Потому что мать физиологически связана с ребенком – это такое тесное отношение, которое могут разорвать только преступники или нравственно погибающие люди. А вот связи отца с семьей не такие крепкие, потому что отец – добытчик, он где-то работает, он куда-то уезжает. Поэтому и связи с семьей нарушаются, и чаще всего именно отец является инициатором развода. Говорю обо всем этом, потому что и это мы должны включить в нашу пастырскую озабоченность…

В Церкви есть множество примеров прочной, любящей многодетной семьи. Эти примеры – живое свидетельство того, что семья может быть возрождена. Но этот опыт должен быть масштабирован, распространен на все общество, чтобы оказывать системное воздействие. Необходимо, чтобы идеал христианской семьи вновь стал нормой жизни для нашего народа и нашего общества.