«Эта духовная болезнь поразила многих»

Из доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на открытии XIII Рождественских Парламентских встреч, организованных в Государственной Думе ФС РФ в рамках XХХIII Международных Рождественских образовательных чтений «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений» 30 января 2025 года.

…Никого не будем осуждать, но в то время, когда все духовно-нравственные ценности попираются в странах, считающих себя передовыми, когда разрушаются нравственные основы бытия, семейной жизни, отношений поколений и полов, обсуждение только что озвученной темы в стенах органа высшей законодательной власти Российской Федерации свидетельствует о том, что Россия идет по особому, альтернативному пути цивилизационного развития.

Все то, что сейчас считается нормой, то, что поддерживается законодательством, но идет вразрез с Божиими заповедями, нравственной природой человека; то, что разрушает его природу – нравственную, духовную и даже физическую, – есть сигнал нежизнеспособности цивилизации. Я не боюсь произнести эти слова, потому что любое политическое развитие, которое противоречит нравственному чувству, заложенному Богом в природу человека, – нежизнеспособно…

Сегодня мы наблюдаем некое смещение понятий. Культура как одно из средств воспитания и образования подменяется индустрией развлечений, которая, к сожалению, зачастую оказывает не самое доброе воздействие на человека. Вместо того чтобы облагораживать и возвышать душу, воспитывать нравственно, она нередко формирует ложные установки и ложные стереотипы.

Важной темой в связи с этим является борьба за чистоту русского языка и речи. Язык – не просто средство общения. Язык – основа национальной идентичности, главный инструмент передачи духовно-культурной традиции и опыта поколений. Язык – наше важнейшее культурное достояние, которое мы призваны оберегать как зеницу ока.

Однако в последние десятилетия общество буквально захлестнула волна сквернословия. Эта духовная болезнь поразила многих: от мала до велика, не только взрослых, но даже детей. Матерная брань, по печальному свидетельству родителей и педагогов, слышна даже от малолетних подростков, с детских площадок, на школьных переменах, в общественном транспорте. Откуда взялась такая напасть? Почему слова, которые раньше стыдились произносить, теперь без стыда используются и в театральных постановках, и в кино, и даже на концертах?

Удивительно, но когда таких людей спрашивают: «Зачем вы используете нецензурную лексику? Неужели в вашем словарном запасе нет нормальных слов для выражения мысли?», многие даже не всегда понимают, в чем состоит проблема. «Как же, – говорят они, – это же тоже часть русского языка». Нет! Скверные слова всегда были маргинальными и никогда не являлись нормой…

Не нужно переворачивать всё с ног на голову. Матерная брань – это, по сути, богохульство и оскорбление святости материнства. Использование скверных слов было характерно для людей морально опустившихся, для которых не осталось ничего святого, для тех, кто, по выражению Максима Горького, уже «на дне». Матерная брань наносит духовный вред не только тому, кто ее произносит, но и тому, чьего уха она касается.

Как такое отвратительное явление может стать нормой? Ведь через мат обедняется и уродуется богатый и выразительный русский язык. Вот если бы мы поставили заслон мату, как сейчас ставим заслон алкоголизму, то это было бы, конечно, очень важным цивилизационным явлением, разрывом с практикой, которая оскверняла и уродовала русскую культуру, наносила вред человеческому общению.

Хотя публичная нецензурная брань и приравнена законодательно к мелкому хулиганству, фактически сегодня она легитимизируется в обществе и абсолютно бесконтрольно распространяется в Интернете. Необходимо найти способы лишить мат созданной ему популярности, ведь это борьба за умы и сердца людей.

Поскольку мы заговорили о человеческом уме, следует назвать еще один важный вызов нашего времени – это искусственный интеллект. Сегодня ни для кого уже не секрет, что искусственный интеллект становится тем, что все больше и больше будет определять наше культурное пространство. И здесь также есть над чем поработать, в том числе и на законодательном уровне.

Существует, например, реальная опасность утраты интеллектуальных и творческих навыков человека. Самообучаемая программа создает интеллектуальные продукты на основании того, что уже было когда-то создано людьми, а также начинает использовать для этих целей свои собственные материалы, сгенерированные ранее идеи. Со временем, как говорят специалисты, человеческое наследие, бесценный интеллектуальный и культурный фонд, накопленный на протяжении истории, может все глубже уходить в затерянные «культурные слои», которые для многих окажутся просто недоступными, а то и вообще непонятными…

В свое время люди обуздали ядерную энергию, и атом стал не только оружием уничтожения и инструментом сдерживания, но и нашел применение в мирной жизни. Пока не вполне осознаваемые нами возможности искусственного интеллекта также должны быть поставлены на службу человеку. И всякий раз, говоря об искусственном интеллекте, мы должны мысленно «зажигать красный свет» в своем сознании: не все так просто!...

Это не значит, что мы должны отвергать достижения науки и возможность использовать искусственный интеллект. Но все это должно быть поставлено под очень жесткий контроль государства и общества. Мы не должны упустить из виду очередную опасность, способную разрушить человеческую жизнь и человеческую цивилизацию. Важно, чтобы искусственный интеллект служил во благо людей, а человек мог его контролировать…

В завершение своего выступления хотел бы в очередной раз с этой высокой трибуны подчеркнуть, что Русская Православная Церковь и, думаю, все религиозное сообщество России смотрят с надеждой на ваши ответственные труды, которые призваны внести важный вклад в процветание Отечества и созидание благополучия всего нашего народа. Потому сердечно желаю всем вам доброго здоровья и плодотворной работы на благо Отечества.