Слово истины на «рыночной площади»

Из выступления Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного Совета 24 сентября 2024 года

Несколько слов мне хотелось бы сказать о миссионерском служении. Миссия – это само проявление существа Церкви. Церковь не может существовать без миссии. Первое, что сказал апостолам воскресший Спаситель: «Идите, научите все народы» (Мф. 28:19). Поэтому миссия не является какой-то прикладной задачей – она тесно связана с Евхаристией, с совершением Литургии, она в самом центре церковной жизни… Каждый православный человек, каждый член Церкви призывается к миссии, призывается к свидетельству.

…Мы живем в условиях переизбытка информации, постоянной конкуренции в борьбе за внимание человека. Миссионер нашего времени должен быть готов к борьбе за сердца человеческие, которые индустрия развлечений, вседозволенность пытаются заполнить пустотой, но чаще всего не просто пустотой, а очень вредным для души содержанием.

Как вы знаете, в античности было такое понятие, как «агорá», то есть рыночное пространство.

Сегодня нет рыночных площадей, где люди собирались бы, обменивались мнениями, информацией, пытались повлиять друг на друга. Но такой агорой сегодня является Интернет и особенно социальные медиа, которые открыты практически для всех. Даже люди старшего поколения за последние годы стали активными участниками этого процесса.

Также многие священники присутствуют в социальных медиа, и некоторые добились на этом поприще значительных успехов. Миссия в социальных медиа должна умножаться, становиться предметом внимания на всех уровнях церковной жизни еще и потому, что новые технологии стали орудием в руках разного рода опасных людей, таких как оккультисты, неоязычники, эзотерики, да и просто шарлатаны всех мастей, которые стремятся эксплуатировать в своих целях естественные духовные запросы. И угроза соблазнения людей в этих пространствах сейчас чрезвычайно высокая.

Христианское свидетельство в армии также является требованием времени. Военнослужащие, как никто другой, нуждаются в слове Божием, подкрепленным пастырским участием в их жизни. Есть проверенная веками поговорка «в окопе нет атеистов», и она правдива. Но верно так же и то, что война порождает к жизни деформированные формы духовности. Например, неоязыческие идеи нередко получают почву для развития среди военных, потому что в этих неоязыческих идеях важное место принадлежит, как вы знаете, насилию, силе. А армия – это место, где проявляется человеческая сила, поэтому есть большой риск того, что невоцерковленных, далеких от Православия военнослужащих может привлекать риторика неоязыческих проповедников.

Кстати, в каком-то смысле, неоязычество паразитирует на ложном тезисе, будто христианство, Православие, как бы остается вне темы героизма. Мы, конечно, знаем, что это не так, что самый большой героизм – это когда человек побеждает самого себя. Мы говорим о наших святых «подвижники», то есть они совершают подвиг, духовный подвиг. Но это не очевидно для очень многих, в том числе для тех, кто увлекается сегодня неоязычеством, потому что неоязычество пропагандирует личный героизм, силу и доблесть.

Лживость этого мифа доказывается многими святыми воинами, память о подвигах которых хранит наша Церковь. Думаю, настало время, особенно для наших священников, которые работают в Вооруженных силах, постоянно обращать внимание воинов на подвиги христианских святых, которые служили своему Отечеству в армии, в Вооруженных силах, для того чтобы лживость мифа о том, что героизм несовместим с христианством, доказывалась в первую очередь замечательными примерами из жизни святых воинов, которые бережно хранятся в памяти нашей Церкви.

В этом контексте и школьное пространство должно исключать возможность пропаганды неоязыческих идей, построенных на отрицании христианства, его исключительного вклада в созидание российской государственности. Не было бы Русской Церкви – не было бы России в том виде, в каком она существует, не было бы объединения славянских народов и создания великой нации. Отрицание этого вклада означает подрыв фундамента идентичности нашего народа. Увы, в последнее время мы становимся печальными свидетелями подобных попыток…

Там, где мы отказываемся говорить слово истины, могут быть сказаны слова лжи. Другими словами, если мы не проповедуем, то вакуум заполняется чем-то другим. Если мы не провозглашаем Божию правду, он заполняется ложью, а если оценить объем лжи, существующей в информационном пространстве, то он ужасает. Начиная от «смешочков», фейков и кончая осознанным предложением людям совершенно ложных идей, ложной информации, ложных страхов и всего того, что сегодня присутствует в информационном пространстве.

Поэтому еще и еще раз хотел бы сказать о важности информационной работы, которая осуществляется в нашей Церкви, и одновременно – об особой важности миссионерской работы… Настало время, когда миссия должна стать нашей основной пастырской озабоченностью. Чтобы не потерять народ, особенно нашу молодежь, увлекаемую сегодня многими и многими из тех, кто предлагает ей иной религиозный выбор.

Поэтому у нас есть о чем поговорить и есть о чем подумать. И, начиная наше заседание, еще и еще раз хотел бы сказать, что миссия никогда не должна становиться второстепенным делом, а миссионерская озабоченность – второстепенным чувством.