Наша история, наша радость, наши слезы

Из доклад Святейшего Патриарха Кирилла на ежегодном международном форуме – Ассамблее Фонда «Русский мир» 3 ноября 2016 года

…Очень рад видеть людей, прибывших из многих стран, чтобы обсудить наши общие опросы, общие проблемы, чтобы подумать о том, кто мы, что такое Русский мир, каково его место в современном мире, каково его культурное, духовное значение, еще раз выразить те смыслы, которые нас объединяют в семью – многонациональную, многорелигиозную, но единую. Семья – это такое объединение людей, которое имеет органическую общность, лежащую в основе всего другого. Что бы ни говорили про Русский мир, это общность людей, которые связаны не только кровью (хотя и кровью тоже), но и, в первую очередь, ценностями, происходящими из нашей традиции, из нашей общей истории, ценностями, которые способны актуализироваться в каждый момент времени.

Отрадно отметить, что за минувшее десятилетие многое было сделано для утверждения идей Русского мира в сознании наших современников. Потому что идея Русского мира – это отображение исторического опыта наших народов, живущих совместно и имеющих общие ценности. Русский мир – это данность и одновременно отражение богатейшей истории тех народов, которые объединены русской цивилизацией.

…Основоположником Русского мира был князь Владимир, и вся дальнейшая судьба Русского мира предопределялась его духовным и мировоззренческим выбором. Русский мир как явление есть следствие нашего тысячелетнего исторического пути. Именно этой мировоззренческой доминантой на протяжении веков в значительной степени обуславливались политические, экономические, социальные изменения. Ею определялся вектор развития – кстати, не только русского народа, но и всех тех наций и племен, которые вливались в его культурное и государственное пространство, взаимно обогащая его.

Некоторые могут сказать: «Ну, а какое нам дело до Православия? Мы принадлежим другим религиям. Почему о Православии нужно говорить как о доминанте?». Поясню: потому что Православие сформировало этику русского народа, то есть этику большинства, в том числе отношение большинства к меньшинствам, к людям других религий и культур. Не было бы этого духовного, этического влияния – поверьте, не было бы Русского мира. Русский мир сформировался именно из-за характера русского человека, открытого другим. У нас никогда не было ограничений на занятия должностей, на какие-то важные позиции в обществе в связи с тем, что человек не принадлежал к русскому этносу. Именно эту открытость русского человека к другим, его мягкость, некую податливость, которую ошибочно принимают за слабость, сформировала этика Православия.

В этом смысле мы говорим о значении Православной Церкви как о нравственной доминанте, сформировавшей условия существования Русского мира. Не было бы Православия, не было бы многонациональной великой России, не было бы Русского мира. Потому что в Русском мире, как и в России, иные чувствовали бы себя очень неудобно и боролись бы с центром, если бы он подавлял их самобытность. Однако русские никогда не говорили, что это великое пространство – только для русских и только для православных. Они говорили, что оно для всех.

И какие замечательные примеры этой открытости являла столица, Петербург, где наравне с православными храмами на главной улице города, на Невском проспекте, стоят и протестантские, и католические храмы, и армянская церковь, а на самом видном месте, напротив дворца императора, – величественная мечеть. В 1913-м году даже буддийский храм был построен. И это не декорация – это отражение реальности, благодаря которой существовал и существует Русский мир. Русский мир формировался как сообщество людей созидания, свободного творческого поиска и действий, основанных на стремлении к добру, милосердию и высшей справедливости, а значит, к евангельской правде. Традиционная русская культура, как и культура Европы, в своем становлении изначально опиралась на христианские нравственные нормы. Стремление к воплощению евангельских идеалов находит отражение во всех сферах нашей национальной культуры: в литературе, музыке, изобразительном искусстве и, конечно, языке.

Язык является не только средством коммуникации, но и способом передачи традиции, фактором, формирующим духовную культуру. Поэтому значение русского языка является также решающим для формирования и сохранения Русского мира. Развитие русского языка и культуры необходимо для сохранения нашей идентичности, что особенно актуально в условиях современной глобализации. Очень надеюсь, что благодаря вновь созданному Обществу русской словесности, которое я имею честь возглавлять, мы вместе с Фондом «Русский мир» сможем осуществлять научно-просветительскую и культурно-образовательную деятельность с целью углубленного изучения русского языка и русской культуры как в России, так и в ближнем и дальнем зарубежье.

…Все, что было в нашей истории, имеет прямое отношение к нам, современникам. Все, что было в истории, будь то радость или слезы, – это наша радость и наши слезы. Все, что было в нашей истории, и сформировало Русский мир, и настало время, может быть, именно в XXI веке, пройдя многие катаклизмы века предыдущего, осознать простую истину: история – это прошлое, история не может разделять людей, живущих сегодня, вне зависимости от того, как они интерпретируют события минувших дней. Но мы должны знать историю, чтобы не повторять ошибки и, отталкиваясь от опыта прошлого, по милости Божией идти в будущее.

Думаю, Фонд «Русский мир» во всей этой работе, направленной на преодоление конфликтов, связанных с разным прочтением истории, уже сейчас играет и будет и впредь играть значительную роль. Хотел бы еще раз сердечно поблагодарить руководителей Фонда «Русский мир» и всех вас, мои дорогие братья и сестры, собравшихся на X Ассамблею в городе Москве.