«…Вместе во Христе мы обретаем подлинную силу»

Из слова Святейшего Патриарха Кирилла на торжественном акте, посвященном его 70-летию в Храме Христа Спасителя в Москве 21 ноября 2016 года

…Любая встреча с Главами Поместных Церквей является для меня благословением. Это данная нам возможность внести вклад в укрепление единства Вселенской Православной Церкви. Оглядываясь на прожитые годы, могу сказать: в церковном служении самым важным для меня было хранить и отстаивать это единство, заповеданную святыми отцами веру и заботиться о благоустроении церковной жизни.

По Божией милости мои детские и юношеские годы проходили в среде глубоко верующих людей, оказавших решающее влияние на формирование моего мировоззрения. Дед мой был настоящим исповедником веры: в годы гонений он прошел множество тюрем, и несколько ссылок, и даже потом, уже не будучи в заключении, не имел возможности проживать в крупных городах. Отец также был репрессирован и отбывал лагерный срок на Колыме, а после избрал путь священства, что во многом предопределило и мой собственный жизненный выбор. Кровь мучеников и подвиг исповедников тех лет вдохновляли нас, их потомков, на самоотверженное служение Христу.

Бог даровал мне замечательного наставника – митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима. Подобно исповедникам XX века, приснопамятный владыка мужественно совершал свое служение, твердо противостоя безбожию. Он трудился во имя единства Церкви, стремясь, по слову апостола Павла, для всех сделаться всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.

…В наше время епископское служение сопряжено с весьма многообразными трудами. Это и предстояние престолу Божию, и пастырство, и административная работа, и ответ на вызовы, с которыми приходится сталкиваться в условиях стремительно меняющегося мира. Я всегда напоминаю новопоставленным архиереям, что они должны быть ближе к духовенству и простому народу, вникать в нужды людей, в их чаяния и проблемы, помогать им в повседневной жизни.

С апостольских времен в служении епископа есть то, что остается неизменным: это созидание Тела Христова. Созидать Тело Христово – значит и собирать людей в единый народ Божий, в единую Церковь Христову.

Сохранение и укрепление единства церковного – это прямая обязанность прежде всего тех, кто призван к архиерейскому, и, особенно, к предстоятельскому служению. Именно единство Церкви желает подорвать враг рода человеческого, стремясь привнести разделения, сея недоверие, подозрения и даже взаимные обвинения в среде братских Церквей.

…Что касается Русской Церкви, то она не есть Церковь только России. Это Церковь, которая объединяет миллионы православных, проживающих в независимых государствах: русских, украинцев, белорусов, молдаван, представителей многих других народов. При принятии решения о рукоположении в священный сан и при избрании во епископы мы не задаемся вопросом о национальности кандидата. И в нашем епископате можно встретить представителей самых разных народов. Для Русской Церкви является естественным ее национальное, культурное, языковое многообразие, как и осознание того факта, что сохранение мира и единства многонациональной Церкви едва ли возможно без равного уважения даже к самым малочисленным народам, составляющим ее паству.

…В ходе нашей встречи в Гаване с Папой Римским Франциском в феврале сего года, в совместной декларации по итогам встречи еще раз нашла отражение мысль, высказанная в 1993 году в документе Смешанной комиссией по богословскому диалогу между Римско-Католической Церковью и Православной Церковью. Эта мысль о том, что, цитирую, «метод "униатизма" прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства».

Совпадение интересов украинских униатов и раскольников в их противостоянии каноническому Православию на Украине стало возможным на почве радикальной националистической идеологии и политизации религиозной сферы. И этот политический союз в будущем может иметь и иные последствия, опасные для Православия. Не случайно греко-католики столь активно строят храмы и ведут миссионерскую работу там, где у них исторически никогда не было паствы.

Несмотря на сложную обстановку, паства канонической Украинской Православной Церкви умножается, открываются новые храмы и монастыри. Сохраняя свое каноническое единство, Украинская Православная Церковь сохраняет и мощнейший миротворческий потенциал, который не опирается на популистские лозунги и не следует сиюминутной политической конъюнктуре. В его основе – сила евангельского духа, смирения и любви Христовой.

…Грех раскола исцеляется не насилием и лукавством, но покаянием и любовью во Христе. От болезненной язвы украинского раскола страдает все тело церковное, и боль от нее ощущается не только на Украине, но и в диаспоре, и на канонических территориях других Поместных Церквей. Опасность разделений в Церкви понятна каждому из нас. Именно поэтому анафематствование Русской Церковью бывшего монаха Филарета (Денисенко) было поддержано всеми Поместными Православными Церквами.

Хотел бы выразить сердечную благодарность тем Предстоятелям и представителям Поместных Церквей, которые открыто выступают в поддержку канонического Православия на Украине.
В условиях повсеместного разделения и роста конфликтов Святая Православная Церковь должна не только бережно хранить свое единство, но и являть его внешним, ибо вместе, и не просто вместе, а вместе во Христе мы обретаем подлинную силу и становимся неуязвимы для мира, который пребывает во зле, для мира, чьи стихии бушуют за церковной оградой и стремятся вторгнутся в нее.