Из слова Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в храме Сошествия Святого Духа в пос. Первомайское г. Москвы 24 ноября 2013 г.
…Построенный в самом начале XVIII века, в память о Полтавской битве, храм через сто с небольшим лет подвергся страшному разорению. Французы, оккупировав эту часть Подмосковья, устроили в этом храме конюшню. Храм был разорен, но по милости Божией не был разрушен, и потому буквально через год снова освящен и в нем возобновилась жизнь.
Наибольшее же разорение пришлось на годы послереволюционные, о чем нам поведал отец настоятель. Я могу только сказать, что здесь было много всего – от зернохранилища до танцплощадки. Попытка использовать храм якобы для нужд людей обернулась разорением и разрушением храма и опустошением человеческих душ, – как и конница Мюрата, расквартировавшая здесь своих лошадей, не одержала победу.
Всякий раз, когда человек пытается получить что-то за счет Бога, он теряет не только то, что желает получить, – он теряет еще больше. Вот почему и говорит Писание, что «Бог поругаем не бывает». Нельзя обогатиться, распродав церковное имущество. В начале 1920-х годов ограбили все практически храмы, были сорваны тонны серебряных риз… Все это делалось для того, чтобы накормить голодающих. Но голодающие как голодали, так и голодали, как умирали, так и умирали. А где все эти сокровища? Все пошло прахом. Вот существует такая закономерность, и люди, которые прошли через суровые испытания, требовавшие крепости веры, силы исповедничества, наверное, лучше, чем современники наши, которые этого опыта не имеют, понимают, о чем я сейчас говорю.
Сегодня читалось удивительное Евангельское повествование, всем хорошо известное, о том, как милосердный самарянин помог тому, на кого напали разбойники (Лк. 10:25-37). Рассказав эту историю, Господь спрашивает: «Кто же для этого несчастного был ближним?» Его соплеменники-иудеи, среди которых были священник и левит, то есть служители храма, или иноплеменник из самарян, с которыми евреи даже не общались в быту? А ведь тот самый самарянин и помог несчастному, почему и отвечают Господу, здравым смыслом оценив ситуацию: «Конечно, ближним был тот, кто сотворил ему милость».
…Чтобы сделать свою мысль совсем понятной, я сошлюсь не на далекие примеры двухтысячелетней давности и даже не на эту евангельскую историю. Сошлюсь на события наших дней: страшное наводнение в Крымске или беспрецедентное затопление Дальнего Востока. Люди совершенно незнакомые стали оказывать друг другу помощь, начали собираться средства. Значительные средства были собраны Церковью, и я сердечно благодарю все приходы, всех вас, мои дорогие, хоть кто копеечку пожертвовал на помощь тем далеким, для вас не ближним, но становящимся ближними людям, во имя которых совершается доброе дело.
Наше общество и особенно наша молодежь подвержена искушениям, о которых мы хорошо знаем. Иногда нам кажется, что натиск безнравственности, опустошающий человеческую душу, разрушающий всякие идеалы, превращает людей в некие атомы, не связанные друг с другом, что атомарность общества разрушает его единую структуру, что эгоизм, себялюбие, потребительство, наслаждение благами, попытки достичь материального достатка и сверхдостатка любыми путями разрушают социальные связи.
Когда мы так думаем или говорим, мы говорим правду. Нет большего эгоиста, чем тот, кто обогащается за счет других, кто делает других бедными, несчастными, лишает зарплаты, работы. Нет большего эгоиста, чем тот, кто увеличивает счет в банке и свое благополучие за счет несчастья и слез людей, за счет опустошения душ человеческих, за счет разрушенных семей, за счет погубленных детей. В какой-то момент многим из нас кажется, что в обществе начались процессы необратимые, что этот распад на атомы невозможно предотвратить. И вдруг происходит событие, требующее солидарности, будь то Крымск или Дальний Восток, и мы видим, как люди, кровно совершенно не связанные с теми, кто пострадал, едут, становятся добровольцами, встают в одну шеренгу, под страшным ветром защищая своими телами дамбу на берегу Амура.
А сколько денег собиралось людьми, которые вообще никогда на Дальнем Востоке не были, которые, может быть, не могут с первого раза реку Амур на карте найти! Но сопереживание, сострадание приводят человека к действию, которое в конце концов оборачивается тем, что дальние, неизвестные становятся ближними. А если ближними, то, стало быть, речь идет уже о реальной человеческой общности – общности, которую мы называем человеческим обществом. Общность и общество – это слова, имеющие один корень. Не может быть другого возрастания в солидарности, как только взаимная помощь и поддержка…
И сегодняшнее Евангельское чтение, еще раз хочу подчеркнуть, большинству людей хорошо известное, открывает перед нами еще одну грань – такую современную, такую актуальную, в том числе для нашего народа, для нашей страны. Мы можем быть сильными, мы можем быть способными защищать друг друга, мы можем быть способными объединяться для того, чтобы решать важные задачи, материальные и духовные, только тогда, когда мы будем чувствовать друг в друге ближнего своего. А опознать ближнего нельзя, как только через сотворение добрых дел.
…Все удивительно связано – духовное и материальное, молитва и наша повседневная жизнь, слово Божие с его возвышенными заповедями и реальные радости и трагедии. И когда всю эту взаимосвязанность мы воспринимаем через свой духовный опыт, у нас открываются глаза, мы обретаем видение, мы проникаем в смысл человеческого бытия, мы становимся способными выстраивать свою жизнь в соответствии с самым главным законом человеческого счастья – законом любви, который Бог пожелал положить в основу наших человеческих отношений.
…Построенный в самом начале XVIII века, в память о Полтавской битве, храм через сто с небольшим лет подвергся страшному разорению. Французы, оккупировав эту часть Подмосковья, устроили в этом храме конюшню. Храм был разорен, но по милости Божией не был разрушен, и потому буквально через год снова освящен и в нем возобновилась жизнь.
Наибольшее же разорение пришлось на годы послереволюционные, о чем нам поведал отец настоятель. Я могу только сказать, что здесь было много всего – от зернохранилища до танцплощадки. Попытка использовать храм якобы для нужд людей обернулась разорением и разрушением храма и опустошением человеческих душ, – как и конница Мюрата, расквартировавшая здесь своих лошадей, не одержала победу.
Всякий раз, когда человек пытается получить что-то за счет Бога, он теряет не только то, что желает получить, – он теряет еще больше. Вот почему и говорит Писание, что «Бог поругаем не бывает». Нельзя обогатиться, распродав церковное имущество. В начале 1920-х годов ограбили все практически храмы, были сорваны тонны серебряных риз… Все это делалось для того, чтобы накормить голодающих. Но голодающие как голодали, так и голодали, как умирали, так и умирали. А где все эти сокровища? Все пошло прахом. Вот существует такая закономерность, и люди, которые прошли через суровые испытания, требовавшие крепости веры, силы исповедничества, наверное, лучше, чем современники наши, которые этого опыта не имеют, понимают, о чем я сейчас говорю.
Сегодня читалось удивительное Евангельское повествование, всем хорошо известное, о том, как милосердный самарянин помог тому, на кого напали разбойники (Лк. 10:25-37). Рассказав эту историю, Господь спрашивает: «Кто же для этого несчастного был ближним?» Его соплеменники-иудеи, среди которых были священник и левит, то есть служители храма, или иноплеменник из самарян, с которыми евреи даже не общались в быту? А ведь тот самый самарянин и помог несчастному, почему и отвечают Господу, здравым смыслом оценив ситуацию: «Конечно, ближним был тот, кто сотворил ему милость».
…Чтобы сделать свою мысль совсем понятной, я сошлюсь не на далекие примеры двухтысячелетней давности и даже не на эту евангельскую историю. Сошлюсь на события наших дней: страшное наводнение в Крымске или беспрецедентное затопление Дальнего Востока. Люди совершенно незнакомые стали оказывать друг другу помощь, начали собираться средства. Значительные средства были собраны Церковью, и я сердечно благодарю все приходы, всех вас, мои дорогие, хоть кто копеечку пожертвовал на помощь тем далеким, для вас не ближним, но становящимся ближними людям, во имя которых совершается доброе дело.
Наше общество и особенно наша молодежь подвержена искушениям, о которых мы хорошо знаем. Иногда нам кажется, что натиск безнравственности, опустошающий человеческую душу, разрушающий всякие идеалы, превращает людей в некие атомы, не связанные друг с другом, что атомарность общества разрушает его единую структуру, что эгоизм, себялюбие, потребительство, наслаждение благами, попытки достичь материального достатка и сверхдостатка любыми путями разрушают социальные связи.
Когда мы так думаем или говорим, мы говорим правду. Нет большего эгоиста, чем тот, кто обогащается за счет других, кто делает других бедными, несчастными, лишает зарплаты, работы. Нет большего эгоиста, чем тот, кто увеличивает счет в банке и свое благополучие за счет несчастья и слез людей, за счет опустошения душ человеческих, за счет разрушенных семей, за счет погубленных детей. В какой-то момент многим из нас кажется, что в обществе начались процессы необратимые, что этот распад на атомы невозможно предотвратить. И вдруг происходит событие, требующее солидарности, будь то Крымск или Дальний Восток, и мы видим, как люди, кровно совершенно не связанные с теми, кто пострадал, едут, становятся добровольцами, встают в одну шеренгу, под страшным ветром защищая своими телами дамбу на берегу Амура.
А сколько денег собиралось людьми, которые вообще никогда на Дальнем Востоке не были, которые, может быть, не могут с первого раза реку Амур на карте найти! Но сопереживание, сострадание приводят человека к действию, которое в конце концов оборачивается тем, что дальние, неизвестные становятся ближними. А если ближними, то, стало быть, речь идет уже о реальной человеческой общности – общности, которую мы называем человеческим обществом. Общность и общество – это слова, имеющие один корень. Не может быть другого возрастания в солидарности, как только взаимная помощь и поддержка…
И сегодняшнее Евангельское чтение, еще раз хочу подчеркнуть, большинству людей хорошо известное, открывает перед нами еще одну грань – такую современную, такую актуальную, в том числе для нашего народа, для нашей страны. Мы можем быть сильными, мы можем быть способными защищать друг друга, мы можем быть способными объединяться для того, чтобы решать важные задачи, материальные и духовные, только тогда, когда мы будем чувствовать друг в друге ближнего своего. А опознать ближнего нельзя, как только через сотворение добрых дел.
…Все удивительно связано – духовное и материальное, молитва и наша повседневная жизнь, слово Божие с его возвышенными заповедями и реальные радости и трагедии. И когда всю эту взаимосвязанность мы воспринимаем через свой духовный опыт, у нас открываются глаза, мы обретаем видение, мы проникаем в смысл человеческого бытия, мы становимся способными выстраивать свою жизнь в соответствии с самым главным законом человеческого счастья – законом любви, который Бог пожелал положить в основу наших человеческих отношений.