«Бог нам велит не разрушать нашу любовь»

Из проповеди Святейшего Патриарха Кирилла по окончании Литургии в кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда 17 ноября 2013

Что такое духовная внутренняя жизнь человека? Из каких составляющих состоит? Таких составляющих три: это наша умственная, интеллектуальная, творческая деятельность; это наши волевые установки и способность поступать так, как мы желаем в соответствии с нашей волей; и, наконец, это область наших чувств…

А что для нас это означает? Как мы можем подчинить ум Господу, когда 8-10, иногда 12 часов в сутки мы думаем не о Боге, мы думаем о своих делах – о своих профессиональных, творческих, простых человеческих делах? Обустроить дом, позаботиться о семье, о здоровье, об отпуске, приобрести какие-то вещи, устроиться на работу, сделать карьеру, получить образование – вот о чем мы думаем. А те люди, которые поднимаются по иерархической лестнице власти, у них еще больше различного рода дум – нужно решать задачи и профессиональные, и политические, экономические, социальные. Да мало ли о чем мы думаем...

Жить во Христе это значит подчинить свой ум Ему. Мы можем чего-то и не знать, хотя мы многое должны знать. Мы должны знать, чему Господь научил род человеческий. Поэтому когда говорят «я верующий, но я никогда Евангелие не читал», то это означает, что человек что-то путает в своей жизни. Он не может верить в то, о чем не имеет никакого представления. Евангелие должно быть нашей настольной книгой, мы должны действительно каждый день посвящать чтению Евангелия, хотя бы небольшими отрывками воспринимать слова Господни. Но самое главное – мы должны сформировать свой ум в системе христианского мировоззрения…

Что же означает подчинить волю Господу? Это означает, что наше мировоззрение, наше нравственное чувство, которое помогает нам понять, где правда, а где ложь, куда нужно идти, а куда идти никогда нельзя, должно сопровождаться нашими волевыми установками. Когда мы говорим самому себе «остановись, не иди дальше – там грех, там погибель, и никакие блистающие перспективы, ценности, которые сейчас тебя привлекают, не оправдают твоего поступка – остановись и подумай», это и есть воля, подчиненная Христу.

И, наконец, чувства – особая сфера человеческой жизни. Апостол Павел говорит: «В вас должны быть те же самые чувства, что во Христе Иисусе». А какое же чувство было во Христе Иисусе? Он был Любовью, Он был воплощением любви. И мы знаем, как тяжело воплощать это чувство в жизни по отношению к людям. Его не всегда хватает даже на самых близких и родных – на мужа, на жену, на детей, на братьев, на сестер, а что уж говорить о других людях!

Но Господь не отменяет этой заповеди, Он говорит: «Любите друг друга». А это означает, что мы должны возрастать в любви. И когда любовь в сердце, когда она горячо-горячо горит, как нужно оберегать это чувство! Иногда смотришь на молодых людей, которые встретились и почувствовали в сердце своем любовь друг к другу – как они нежны друг к другу, как они нежно держат друг друга за руки, как они обещают идти друг с другом по жизни. Но знаем, что часто от этого чувства ничего не остается, одни только развалины, а иногда на этом месте вырастает и иное чувство – чувство злобы.

Так вот, Бог нам велит не разрушать нашу любовь. И даже когда возникает искушение, соблазн, а наш современный мир, окружающая нас действительность обрушивают на нас целый водопад этих соблазнов, мы должны иметь силу воли, чтобы защищать свои чувства. И все равно не хватит сердца на то, чтобы всех любить.

А что же тогда означает эта заповедь о любви? Она означает только одно: если мы не делаем людям зла, а пытаемся делать добро, то само это доброделание воспитывает в нас внутреннее чувство любви. Мы, может быть, не можем сказать «люблю этого человека, первый раз в жизни его увидел», но если сердце воспитано в добре, то постепенно и любовь приходит, как она приходила к святым угодникам, к преподобному Серафиму, который стоял на камне тысячу дней и тысячу дней молился, и в сердце его была любовь ко всему миру. Это, конечно, высота совершенства. Но невозможность достигнуть высоты саму высоту не отменяет. Многие из нас не могут подняться на высокую гору, но это не значит, что горы не существует. Многим трудно посмотреть на небо, но это не значит, что неба и солнца не существует. Это все существует как пленительная цель человеческой жизни. Вот что означает «уже не я живу, но живет во мне Христос».

Апостол Павел погрузился в эту стихию Божественной жизни. И он говорит от сердца, он связывает это с распятием, потому что, конечно, на этом пути нужно распять многие свои гадкие черты характера, ужасные плохие навыки. Это нужно разрушить, распять, нужно расчистить свой ум, свое сердце и свою волю навстречу Спасителю.

…Вот почему и утверждает Слово Божие, что нет спасения вне Церкви – потому что Церковь как община верующих людей, где нисходит Святой Дух, где подаются Таинства, и есть те руки, которыми Бог поддерживает человека. А это руки всех нас, потому что Церковь это община верующих. Именно от этого происходит огромной силы духовный посыл и духовное требование ко всем нам – жить как единая община, поддерживать друг друга и на путях жизни, и на пути духовного восхождения. И тогда нам не будут страшны никакие преступные группы, никакие преступные этнические группировки, ни что-либо иное, потому что люди, которые через свою веру обретают солидарность, способны эту солидарность распространить на все общество.

Сегодня этого ждет от нас народ и наша страна. И таким образом, через жизнь во Христе, мы способны передать мощные импульсы солидарности, взаимной поддержки, любви, добрых дел, отказа от всякого зла и несправедливости всему нашему народу. В этом наше призвание и в этом сегодня наше служение.

Я хотел бы от всего сердца пожелать всем вам – и власть имущим, и всем вам, кто стоит здесь, в этом храме, а также владыкам, духовенству, всем, кто трудится в Церкви, никогда в суете каждодневной не терять из вида самого главного, что является целью, достижение которой не только облагораживает, возвышает нашу жизнь, но и открывает перед нами врата вечности. Аминь.