«…Что же это за абсолютная правда?»

Из проповеди Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Богоявленском кафедральном соборе г. Томска 22 сентября 2013 года

…Более всего люди в жизни нуждаются в мериле, в критерии, который они могли бы налагать на все то, что их окружает, на мысли, которые к ним приходят, на информационный поток, на слова политиков и простых людей, на поступки тех или иных людей.

В самом деле, как отличить правду от лжи, когда ложь никогда не называет себя ложью? Она ведь всегда выдает себя за правду, и в большом и в малом. Как отличить честного человека от человека бесчестного? Ведь бесчестный никогда не скажет: я без всякой чести, я без совести, я творю, что хочу, мне совершенно безразлично то, что происходит с людьми вокруг меня. Ни один человек так не скажет, самый бесчестный будет стараться казаться честным.

То же самое мы можем сказать о большом и о малом, что совершается с нами, с народом нашим, со страной нашей, со всем родом человеческим. Как же не заблудиться в этих потемках? Как не принять искусственные декорации за подлинную Богом зданную природу? Как не ошибиться в анализе, в оценке происходящего? Как действительно не стать соучастником дел беззакония? Как душу свою, в конце концов, спасти в этом мире, который совершенно непрозрачен, который очень легко может ввести в заблуждение любого человека? И это особенно относится к нашему времени, к тому мощному информационному потоку, который обрушивается на каждого человека через средства массовой информации, особенно через телевидение, через Интернет.

Как всегда бывало, есть и, наверное, будет, зло рядится в привлекательную одежду. Яд завертывают в красивый фантик, чтобы люди приняли это за сладкую конфету и вкусили от этого продукта, который на самом деле отравляет сознание, душу, а иногда разрушает и физическую природу человека. И на этом строится сегодня практически вся система отношений людей. Как много лжи и как много неправды в этих отношениях! Как же не запутаться, как понять, что под фантиком ядовитое содержимое? Как ясно понять, куда нужно идти, что делать? А если говорить об общественной жизни – кого поддерживать, с кем быть, кого считать авторитетом? Где этот самый критерий, где это мерило?

Современная философия и распространенный взгляд на жизнь, исходящий из этой опасной философии, утверждает, что сам человек являет для самого себя истину – сколько голов, сколько умов, столько и истин. То, что для меня благо, это и есть благо, и мне безразлично, является ли это благом для других.

Вот апостол Павел, как будто предвидя эти страшные соблазны нашего века, говорит эти пронзительные слова о Кресте, которым мир распят, о Кресте, на котором явилась бездонная, безграничная всеобъемлющая абсолютная Божественная правда.

…А что же это за истина, что же это за абсолютная правда? Бог по любви к людям за них страдает. Если это делает Бог, если Он по плоти Сына Своего воспринимает страдания, то это самое важное, самое фундаментальное – всё вокруг этой истины. Истина заключается в том, что главным в жизни является любовь. Все остальное вторично. Вот почему и заповедь о любви становится главной заповедью христианства, вот почему Господь провозглашает эту заповедь не только словами, но подвигом Своей жизни. И одновременно Он показывает людям, что любовь всегда сопровождается жертвой. В каком-то смысле любовь становится синонимом жертвы, а жертва – синонимом любви, потому что если мы, любя другого, ничего не готовы для него сделать, то это не любовь.

Мне, когда я был ректором духовной академии, очень часто приходилось благословлять семинаристов и воспитанниц регентского класса на вступление в брак. И когда приходили молодые люди, я их спрашивал: «Вы любите друг друга?» Они отвечали: «Да, жить друг без друга не можем». Тогда я их просил порой ответить на один страшный вопрос, и представлял этот вопрос в такой простой жизненной ситуации: вы едете на машине вместе, уже будучи мужем и женой, и попадаете в аварию, и одни из вас становится тяжелейшим инвалидом на всю жизнь. Вот по отношению к инвалиду вы можете сказать, что вы его безумно любите?….

Но даже если говорить не о любви, а просто о человеческих отношениях, что было бы с человеческим обществом, если бы один человек не был способен отдать себя другим? Не обязательно до смерти, хотя иногда и это требуется. Могло бы существовать такое общество, если бы каждый был устремлен только к достижению своего счастья и своего благополучия? Общество распалось бы на молекулы, на индивидуумы, отчужденные друг от друга. Если что и скрепляет общество, то чувство солидарности, а солидарность всегда предполагает способность одного послужить другому, способность одного дать что-то другому, а в экстренных обстоятельствах – жизнь свою отдать за ближних…

Мы можем существовать как индивиды, мы можем существовать как семьи, мы можем существовать как человеческие общества только тогда, когда величайшая Божественная истина, открытая нам на Кресте, становится главном законом жизни. Вот это все и сказал нам сегодня апостол Павел: «Ничем не могу похвалиться, как только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят».

Церковь призвана сегодня проповедовать эту Божественную истину. Это становится делать все сложнее и сложнее, потому что огромное количество людей, особенно молодежи, подвергается сегодня информационной атаке, которая разрушает подлинные ценности. Фантики настолько привлекательны, что никто уже не думает о том, что там внутри – хватают своими ручонками эти фантики, раскрывают их, берут в рот эти конфетки, как иногда ребенок делает, которому нельзя есть шоколада, и отравляются на всю жизнь. И в какой-то момент понимают, что жизнь-то пошла наперекосяк – и пьянство, и наркотики, и разврат, и внутреннее опустошение, и потеря интереса к жизни; даже когда появляется много денег – пустота, человек не знает, что с ним происходит.

Нет другого пути для рода человеческого, нет другого пути к счастью и полноте жизни, как только тот путь, который нам указал Христос. Нет иного закона человеческих отношений, кроме закона любви, который предполагает отдачу самого себя другому человеку и в ответ – получение великого дара любви от того, кому ты себя отдаешь.