Из слова Святейшего Патриарха Кирилла после богослужения в Георгиевском храме г. Сургута 21 сентября 2013 года
…Когда мы освящаем храм Божий, то это не только праздник для прихода и даже не только праздник для города. Это праздник для всей Церкви, для всей страны, потому что каждый новый храм – это маленькая победа. И не только победа над жизненными обстоятельствами, не только победа над трудностями, с которыми люди сталкиваются, когда они строят храм, – это победа над самими собой.
Ведь достаточно вспомнить, из какого духовного плена мы вышли. Еще среднее поколение, не говоря уже о старшем, всё хорошо помнит. Оно воспитывалось тогда, когда слово «Бог» было запрещено, а если и употреблялось, то всегда писалось с маленькой буквы. И то, что произошло за эти 25 лет, – это великое Божие чудо. Вот почему с таким трепетом я всегда совершаю освящение храмов, – потому что моему мысленному взору предстоит история людей, которые жили в том месте, где ныне построен храм, без всяких храмов, без всякой веры, без всякой молитвы.
Храмы Божии помогают нам не только сосредоточиться в молитве, не только почувствовать Божие присутствие, но и очень многое понять и прочувствовать. Именно поэтому храмы создавались как выдающиеся произведения искусства и архитектуры. Они наполняются замечательными иконами, в храмах всегда раздается благозвучное пение. Все это связывает нас с величайшей национальной духовной культурой, из которой мы как народ и выросли. Вне зависимости от того, насколько человек сознает себя религиозным, он из того самого истока, ведь за ним стоят его деды, прадеды и пращуры. Всё это православные люди, и эта огромная энергетическая сила, которая передается нам из поколения в поколение, хотя и ослабляется нашими грехами, разрушается нашими недугами, но до сих пор питает наш народ.
А что же такое религиозная жизнь человека? Становясь верующими, мы начинаем жить религиозной жизнью или, по крайней мере, должны начать жить такой жизнью. Каковы параметры этой жизни? Кто в ней участвует? На что она нацелена? В религиозной жизни две составляющие силы – Бог и человек. Религиозная жизнь начинается тогда, когда замыкается связь между человеком и Богом, когда Божественная благодать приходит в человека, когда она распространяется на его душу, на его тело. Вот тогда и начинается особая жизнь, но она требует от человека усилий.
Приведу пример, очень хорошо понятный тем, кто живет в Западной Сибири, особенно в Сургуте. Бог дал нам великие дары – наши ресурсы, которые находятся в земле, в том числе нефть и газ. Миллионы лет эти ресурсы пребывали в этой земле. А что сделал человек, чтобы использовать эти ресурсы? Ему нужно было получить соответствующее образование, накопить знания, опыт, навыки, технологии, приложить огромные усилия, так что целые поколения людей в тяжелейших условиях работали, проводили геологические изыскания, а затем прокладывали трубопроводы, строили дороги – автомобильные, железные – в такие города, как Сургут.
Что было бы, если бы не было Божиего дара и не было бы этих ресурсов? Не было бы и усилий. Но эти ресурсы начинают работать, служить людям тогда, когда человек использует Божий дар, когда он вкладывает свои силы, когда он идет навстречу Богу. Важно только, чтобы эта работа производилась с верой, с великим благодарением Господу, чтобы каждый, кто питается от этих ресурсов, – и богатый, и среднего достатка, и, может быть, даже очень небогатый человек сказали бы: «Господи, благодарю Тебя за этот дар, но и я делаю что-то, чтобы этот дар заработал для меня и для моих ближних».
Вот пример того, что происходит в религиозной жизни. Бог дает Свою энергию, а мы можем принять ее или отвергнуть, мы можем усилить наши отношения с Богом или ослабить. Бог в это не вмешивается. Мы свободны. Мы с вами прошли через эпоху, когда люди отказались от Бога. Им казалось, что они всё могут сделать сами, и теперь мы с прискорбием вспоминаем, что в ответ на великий героизм нашего народа, который так много сделал, на самом деле он так мало получил. Хотели построить благополучную, богатую, справедливую жизнь – и не удалось.
Этот пример тоже должен помочь нам понять, что такое религиозная жизнь. Мы получаем Божественный дар, мы совершенствуемся как личности, как общество, как народ тогда, когда мы трудимся вместе с Богом, когда мы живем по Его закону, когда мы исполняем Его слово, когда мы возрастаем от силы к силе, потому что целью религиозной жизни является полнота человеческой жизни. А полнота – это то, что переходит границы физической жизни; полнота – это жизнь вечная с Богом в Его Небесном Царстве.
Пусть Господь всем нам поможет укрепиться в вере, осознать свою личную ответственность пред Богом, понять, что в ответ на Божественный дар, который дан каждому человеку, мы должны развивать свои собственные усилия, чтобы воспринять этот дар и принести великий плод – для самих себя, для ближних своих, для народа нашего.
…Когда мы освящаем храм Божий, то это не только праздник для прихода и даже не только праздник для города. Это праздник для всей Церкви, для всей страны, потому что каждый новый храм – это маленькая победа. И не только победа над жизненными обстоятельствами, не только победа над трудностями, с которыми люди сталкиваются, когда они строят храм, – это победа над самими собой.
Ведь достаточно вспомнить, из какого духовного плена мы вышли. Еще среднее поколение, не говоря уже о старшем, всё хорошо помнит. Оно воспитывалось тогда, когда слово «Бог» было запрещено, а если и употреблялось, то всегда писалось с маленькой буквы. И то, что произошло за эти 25 лет, – это великое Божие чудо. Вот почему с таким трепетом я всегда совершаю освящение храмов, – потому что моему мысленному взору предстоит история людей, которые жили в том месте, где ныне построен храм, без всяких храмов, без всякой веры, без всякой молитвы.
Храмы Божии помогают нам не только сосредоточиться в молитве, не только почувствовать Божие присутствие, но и очень многое понять и прочувствовать. Именно поэтому храмы создавались как выдающиеся произведения искусства и архитектуры. Они наполняются замечательными иконами, в храмах всегда раздается благозвучное пение. Все это связывает нас с величайшей национальной духовной культурой, из которой мы как народ и выросли. Вне зависимости от того, насколько человек сознает себя религиозным, он из того самого истока, ведь за ним стоят его деды, прадеды и пращуры. Всё это православные люди, и эта огромная энергетическая сила, которая передается нам из поколения в поколение, хотя и ослабляется нашими грехами, разрушается нашими недугами, но до сих пор питает наш народ.
А что же такое религиозная жизнь человека? Становясь верующими, мы начинаем жить религиозной жизнью или, по крайней мере, должны начать жить такой жизнью. Каковы параметры этой жизни? Кто в ней участвует? На что она нацелена? В религиозной жизни две составляющие силы – Бог и человек. Религиозная жизнь начинается тогда, когда замыкается связь между человеком и Богом, когда Божественная благодать приходит в человека, когда она распространяется на его душу, на его тело. Вот тогда и начинается особая жизнь, но она требует от человека усилий.
Приведу пример, очень хорошо понятный тем, кто живет в Западной Сибири, особенно в Сургуте. Бог дал нам великие дары – наши ресурсы, которые находятся в земле, в том числе нефть и газ. Миллионы лет эти ресурсы пребывали в этой земле. А что сделал человек, чтобы использовать эти ресурсы? Ему нужно было получить соответствующее образование, накопить знания, опыт, навыки, технологии, приложить огромные усилия, так что целые поколения людей в тяжелейших условиях работали, проводили геологические изыскания, а затем прокладывали трубопроводы, строили дороги – автомобильные, железные – в такие города, как Сургут.
Что было бы, если бы не было Божиего дара и не было бы этих ресурсов? Не было бы и усилий. Но эти ресурсы начинают работать, служить людям тогда, когда человек использует Божий дар, когда он вкладывает свои силы, когда он идет навстречу Богу. Важно только, чтобы эта работа производилась с верой, с великим благодарением Господу, чтобы каждый, кто питается от этих ресурсов, – и богатый, и среднего достатка, и, может быть, даже очень небогатый человек сказали бы: «Господи, благодарю Тебя за этот дар, но и я делаю что-то, чтобы этот дар заработал для меня и для моих ближних».
Вот пример того, что происходит в религиозной жизни. Бог дает Свою энергию, а мы можем принять ее или отвергнуть, мы можем усилить наши отношения с Богом или ослабить. Бог в это не вмешивается. Мы свободны. Мы с вами прошли через эпоху, когда люди отказались от Бога. Им казалось, что они всё могут сделать сами, и теперь мы с прискорбием вспоминаем, что в ответ на великий героизм нашего народа, который так много сделал, на самом деле он так мало получил. Хотели построить благополучную, богатую, справедливую жизнь – и не удалось.
Этот пример тоже должен помочь нам понять, что такое религиозная жизнь. Мы получаем Божественный дар, мы совершенствуемся как личности, как общество, как народ тогда, когда мы трудимся вместе с Богом, когда мы живем по Его закону, когда мы исполняем Его слово, когда мы возрастаем от силы к силе, потому что целью религиозной жизни является полнота человеческой жизни. А полнота – это то, что переходит границы физической жизни; полнота – это жизнь вечная с Богом в Его Небесном Царстве.
Пусть Господь всем нам поможет укрепиться в вере, осознать свою личную ответственность пред Богом, понять, что в ответ на Божественный дар, который дан каждому человеку, мы должны развивать свои собственные усилия, чтобы воспринять этот дар и принести великий плод – для самих себя, для ближних своих, для народа нашего.