«Мир в пламени войны»

Из Рождественского интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 7 января 2024 года на телеканале «Россия 1»

– Ваше Святейшество, в прошлом году произошло очень много знаков. Это возвращение иконы Троицы авторства преподобного Андрея Рублева. Рака князя Александра Невского теперь установлена на историческом месте в Петербурге. Вами обретена чтимая икона Казанской Божией Матери, теперь ей можно поклониться в Казанском соборе... Это явно какие-то знаки, для Церкви, для народа, для государства?

– …Чтобы принять благодать Божию, чтобы принять чудо, нужно быть к этому готовым. Мы были к этому готовы в советское время? Нет. Мы были готовы в постсоветское время, когда были все эти турбуленции и наше сознание было переключено на совсем другое? Сейчас наступило особое время – я называю это временем сосредоточения. Россия, действительно, набрала силы – и материальные, и интеллектуальные, и научные, и военные. 

Множество сил! Но Россия набрала, несомненно, и духовную силу. Она стала опорой Православия во всем мире. Церковь наша не просто играет какую-то культурную роль и находится за полями общественной жизни, на периферии, обслуживая пенсионеров. Она в центре жизни людей. Вот когда все эти замечательные изменения нашей жизни состоялись… Они свидетельствуют о большом сдвиге, который произошел в сознании нашего народа и в духовной жизни людей.

– Ваше Святейшество, сейчас, как мне кажется, больше всего молятся, взывают к Богу наши ребята там, на передовой, в окопах, перед боем и принимая атаки неприятеля. Слава Богу, у нас уже появилось ощущение абсолютной неотвратимости победы, она будет, мы ее добудем. Но люди продолжают гибнуть… Как им помочь? Как успокоить, как дать надежду?

– …Я думаю, одного ответа на такой вопрос быть не может. Но всякое испытание посылается нам для того чтобы мы, пройдя эти испытания, стали лучше. В каком-то смысле то, что сегодня с нами происходит, – это экзамен на нашу зрелость, в том числе духовную зрелость. Вот столько лет вы жили в условиях религиозной свободы, вы построили храмы, открыли монастыри, вы стали причащаться Святых Христовых Таин. Священники работают в Вооруженных силах, ребята исповедуются, причащаются перед тем, как идти в атаку, – уже совершенно другое измерение духовной жизни. И вопрос заключается в следующем: а что это все приносит нам как народу, как стране?

…Сегодня у народа, у страны есть потенциал отражать тех, кто чает сокрушить Отечество наше. Именно так мы молимся в особой молитве на Литургии – за мир, за прекращение военных действий и за победу нашу. Надеемся, что так оно и будет.

Еще раз хочу подчеркнуть, что наши победы куются не только на поле брани. Они куются начиная с детских садов и школ. Они куются в наших молодежных группах в учебных заведениях, где молодые люди размышляют о стране, о будущем, о своей собственной жизни.

– Как Вы знаете, есть у нас такие люди, которые не захотели стать сильнее и два года назад, в феврале 2022 года, стали уезжать из страны, – их все чаще называют «испуганцы». Так вот, они, имея иллюзию того, что рай на земле – там, на Западе, и там им будет хорошо, сейчас, по всей видимости, распрощались с этими иллюзиями, потому что начинают возвращаться…

– Не хочу ничего говорить от своей как бы мудрости или недостаточной мудрости, просто хотел бы сослаться на слово Божие. Притча о блудном сыне. Вот два сына – один благоразумный, который работал, трудился, помогал отцу, а второй, получив денежки в наследство, промотал их, а потом пришел оборванный, несчастный. Ну и, конечно, возмутился сын благоразумный, потому что отец принял блудного сына. Но ведь эта притча – для всех нас. Не надо отталкивать человека, который согрешил, если он приходит с чувством покаяния, осознания своей вины. Если люди, покинувшие Россию, даже выступавшие где-то и говорившие что-то против, вернулись с пониманием того, что совершили ошибку, то Родина не может их отвергнуть. Другого подхода к этой теме, кроме христианского, я сформулировать не могу.

Наверное, могут быть затронуты и какие-то правоохранительные темы, степень вовлечения этих людей в некие преступные действия, но это уже не касается священнослужителя. А я говорю, обращая внимание на то, что среди них есть люди вполне достойные, которые ошиблись, или испугались, или действительно попытались найти в жизни что-то для себя более удобное, комфортное, но были посрамлены на этом пути. И если они с покаянием возвращаются в родной дом, то дело отца заключается в том, чтобы принять их.

– Вообще, сейчас весь мир просто в пламени войны, куда ни посмотри… Скажите, пожалуйста: а вообще все страны и народы – в этом мировом разломе, в этом противостоянии – они способны на преодоление раскола, на согласие, на дружбу, на любовь? Вот Вы, с учетом своего большого международного опыта, смотрите вперед с пессимизмом или все-таки оптимизмом?

– С реализмом. Не оптимизм, не пессимизм, а реализм. Не все так просто. Меня действительно Господь провел через удивительный опыт – я был в 119 странах мира, причем в разные эпохи. Я хорошо помню войну в Юго-Восточной Азии, Южный и Северный Вьетнам. Помню гражданскую войну в Лаосе, я тогда находился на территории этой страны с гуманитарной миссией. Я был членом группы директоров одного фонда, который был создан  во Всемирном Совете Церквей для оказания помощи страждущим людям в Юго-Восточной Азии. Небольшой международной группой мы посещали деревни в местах проведения военных действий, с тем чтобы определить проекты, на которые следовало бы направить деньги.

Тогда я соприкоснулся со страданиями людей в джунглях. Не буду всего рассказывать, но была тема, с одной стороны, для меня очень интересная, с другой стороны, достаточно опасная. Вот тогда Господь привел меня в соприкосновение с огромными страданиями людей, и я понял, что оказание помощи – это тот ответ, который должны давать христиане… Исходя из этого, я бы хотел так же поступать и сегодня.