Присутствие Бога в мире очевидно русским людям

1 сентября 2023 года, в праздник Донской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Большом соборе Донского монастыря г. Москвы и обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Дважды в истории события, связанные с Донской иконой Божией Матери, определили саму судьбу нашего Отечества. 1380 год, Куликовская битва, когда решался вопрос: либо продолжится многовековое рабство, изнуряющее наш народ, либо враг надломится, и откроется возможность к полному освобождению Родины. Можно себе представить, с каким чувством шли на Куликово поле наши воины. Перед ними была непобедимая орда с огромным военным опытом, и ясно было, что человеческими усилиями эту мощь не одолеть.

Но воины наши преклонили колена перед святым образом Богоматери, который мы сегодня прославляем. Они просили помощи в битве, что, несомненно, приклонило, через молитву Пречистой Богородицы, Божественную силу к народу нашему, к воинству нашему, и враг был если не повержен, то настолько ослаблен, что его смертельная хватка уже не душила народ, не останавливала его развитие, не бросала вызов его духовной жизни.

И второе событие – 1591 год. Крымский хан Гирей, с большим воинством, с опытом ведения войны, прошел от Крыма до Москвы, не будучи ни остановлен, ни побежден, и остановился на Воробьевых горах, совсем недалеко от места, где мы с вами сейчас находимся. Конечно, сознавали москвичи, что силы неравные, и не было надежды ни на дружину, ни на полководцев. И потому с особой силой москвичи стали молиться перед этим образом и просили Царицу Небесную спасти город Москву, избавить от нашествия иноплеменников, которое привело бы к полному уничтожению города и истреблению его жителей. После этого Москва никогда бы не стала Первопрестольным градом, на ее месте было бы пепелище. Действительно, речь шла об исторической судьбе и столицы, и царства Русского, да и всего народа нашего.

… Что же случилось? По совершенно непонятным причинам хан Гирей не вступил в Москву, а покинул близлежащие к ней пределы. Для историков, которые в Бога не верят, существуют какие-то объяснения. Но если представить себе психологию хана, завоевателя, который стоит на пороге богатого города? Он столько прошел, чтобы дойти до Москвы, и вот она победа, совсем рядом! Он видит этот город с Воробьевых гор – но останавливается. И убедительно только одно объяснение – сила Божия, молитва москвичей перед Донской иконой, милость Богоматери, Которая простерла над градом Москвой и над землей Русской Свой Покров и спасла столицу и Отечество.

Знаем, что нечто подобное происходило и в годы Великой Отечественной войны, когда по молитвам Пречистой Богоматери враг не вступил в тогдашний Ленинград. Огромная военная машина; откормленные, хорошо обученные войска у Пулковских высот, рядом с Петербургом, где сейчас совсем неподалеку аэропорт. С Пулковских высот Петербург, тогдашний Ленинград, виден как на ладошке; буквально несколько километров – и город взят. Но знаем, как молились жители града Петрова, как просили они у Господа помощи, как призывали Пресвятую Богородицу пред Ее Петербургским Казанским образом, что сейчас пребывает в кафедральном соборе на Невском проспекте, а в то время находился в Князь-Владимирском соборе на Петроградской стороне. Молились и просили спасти город, и верим, что произошло чудо – спасение Ленинграда. Чудо, потому что не было иных сил удержать мощный натиск врага, но ведь это произошло, и город был спасен.

Вот примеры, когда Господь вторгается в нашу историю по молитвам верующих людей. Ведь если люди не молятся, люди не верят, то и Бог не вторгается в нашу жизнь. А что такое молитва? Молитва – это в первую очередь просьба Господу ограничить нашу свободу. Потому что, действуя на основании своего разумения, мы можем допустить ошибки, мы можем пойти по неправильному пути. И когда мы молимся, мы просим Господа: «Господи, ты нас создал свободными, но не хватит нам сил, опираясь на эту нашу свободу, решить проблему, которая сейчас перед нами. Ты войди в нашу жизнь, Ты помоги!» И по нашим молитвам, но особенно по молитвам Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной, Покровительницы земли нашей, и совершаются многие чудеса и в нашей личной жизни, и в жизни государства.

Конечно, существуют люди, которые ни во что не верят, но это их путь – очень странный, с точки зрения здравого смысла. …Присутствие Бога в мире очевидно, особенно нам, русским людям, – через проникновение в смысл нашей национальной истории, через рассмотрение тех событий, в которых, несомненно, явлены Божия сила и Божия премудрость. Прославляя чудеса, которые источаются от святых икон, мы благодарим Господа за то, что молитвы людей, которые перед этими иконами просили Господа о чуде, были услышаны.

А если бы не было молитв, то не было бы и чудес. Поэтому избавление Отечества нашего, в том числе на Куликовом поле или во времена хана Гирея в 1591 году здесь, в Москве, – это, несомненно, Божий ответ по молитвам Пресвятой Богородицы, к Которой наши предки с верой и надеждой обращали свои молитвы.

А какой вывод мы должны сделать? Если история так ясно и ярко свидетельствует о Божием присутствии в нашей жизни, в жизни Отечества нашего, то насколько же непоколебимой должна быть наша вера! Никакие лжеаргументы, чаще всего лишенные логики, никакое общественное мнение со ссылкой на якобы научные достижения – ничто не должно поколебать нашей веры.

И если будет так, если народ наш сохранит веру, если будет в молитвах своих призывать Господа и Его Пречистую Матерь, то, несомненно, нас ждут новые чудеса в ответ на веру и молитву. А в этих чудесах мы сегодня очень нуждаемся, ибо многие, как говорит слово молитвы, ополчишася на Русь Святую, желая ее опустошения и разорения.

Молитвами всех святых, в земле Русской просиявших, предстательством Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной да хранит Господь землю нашу, страну нашу, Президента нашего, главу государства, правителей наших, Церковь нашу, исповедницу и мученицу, дабы совместными нашими духовными усилиями укреплялось наше Отечество и процветала наша Церковь, несущая слово спасения и силу Божественной благодати нашему народу. Аминь.