Живем верой в Воскресение

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Воскресенском кафедральном соборе г. Арзамаса 30 июля 2023 года.

В воскресный день мы прославляем самое важное событие, которое произошло в человеческой истории: Господь Воскрес. А это значит, что всё, чему Он учил, всё, что Он сделал, творя чудеса, Он утвердил совершенно непостижимым для человеческого сознания явлением – Своим Воскресением из мертвых. Тем самым Он показал всем, что нет границ всемогуществу Божию, что Бог может все, что Он может воскресить умершего; и Божественная сила призвала Господа Иисуса Христа к жизни после трех дней пребывания во гробе.

…Если отвергнуть Воскресение, придется отвергнуть и все то, что Христос совершил. Потому что тогда Он просто неудачник – говорил добрые, хорошие слова, кого-то даже исцелял, а Его взяли да убили, привели в исполнение смертный приговор, и на этом все закончилось. Тогда какой смысл имеет все то, чему Господь учил, – если так легко и просто с Ним расправились? Действительно, если бы Евангелие заканчивалось Голгофой, мы бы с вами сегодня здесь не стояли.

Но Евангелие заканчивается Воскресением Господа и Спасителя. А это значит, что Бог, Творец мира, положивший в основу бытия законы, по которым физический мир и существует, и двигается, – Он имеет власть приостановить и даже отменить действие этих законов, если это угодно Его воле. Так и произошло с положенным на три дня во гроб телом Спасителя, Сына Божиего и Сына Человеческого, – Божественной силой Он снова вернулся к жизни, воскрес.

…Вся наша с вами вера и основывается на вере в Воскресение. Мы верим, что Господь Иисус Христос действительно пострадал, был жестоко распят, но силой Божественной победил смерть и воскрес. В честь Воскресения назван и этот замечательный храм – светлый, красивый, прекрасно отреставрированный. Душа радуется. А что это означает? А это означает, что мы, люди XXI века, верим в Воскресение…

Вообще, какой бы в жизни был смысл, если все заканчивается в 60, 70, в лучшем случае в 80 лет? В самом деле, давайте подумаем. Некоторые носители атеистических убеждений говорят: «Ну, мы живем для будущих поколений». Странно. Разве нынешнее поколение имеет меньшую ценность, чем будущие? Жить для будущего – это нелогичная цель, особенно для человека с материалистическими взглядами. Зачем жить для будущего, если я живу сейчас? А если я умру и дальше ничего нет – ради какого будущего я жил?

А если преступность, войны, несправедливость расцветут пышным цветом? Ради этого ли я жил? Отрицая Бога, мы отрицаем смысл жизни, мы отрицаем логику человеческого бытия; все становится бессмысленным, а оправдания этой бессмыслицы – нелогичными. Потому что, если мы живем для будущих поколений, для кого они будут жить? Для последующих поколений? Но ведь никто не знает, что будет через эти десятки поколений…

Другими словами, каждый человек представляет ценность в очах Божиих, жизнь каждого уникальна и неповторима. Бог приводит нас в этот мир, чтобы мы прожили в соответствии с Его законом, и тогда мы обретаем не только смысл бытия, но и жизнь вечную.

Вот в чем значение Воскресения. Мы действительно верим в то, что Господь умер и воскрес. Мы верим, что и мы воскреснем после нашей смерти, что воскресение – это и наше будущее. Мы творение Божие, уникальное, удивительное, и какой страшной бессмыслицей было бы уничтожение каждого поколения – без того, чтобы каждый мог возрадоваться с Господом, если то угодно Богу и соответствует нашей жизни и добрым делам!

Когда мы так говорим, мы должны, конечно, вспомнить и удивительных, замечательных людей – наших царей, наших правителей, наших ученых, наших военачальников, наших тружеников, особенно крестьян, силой которых была создана мощь Российской империи, да и всех тех, кто поколение за поколением служил Родине своей, Церкви своей и отдавал ради этого жизнь, когда требовалось. Не бессмысленно, но с огромным смыслом, понимая, что жизнь человека не ограничена земной жизнью. И замечательным видимым выражением веры в бессмертие и является этот замечательный Воскресенский собор в городе Арзамасе – такой красивый, такой благолепный, возведенный в стиле русского классицизма.

Он очень напоминает Спасо-Преображенский собор в городе Петербурге, где служил мой отец, который, как многие, может быть, знают, был родом из Лукояново, то есть из этой Арзамасской земли. Он служил в Спасо-Преображенском соборе, а я ребенком приходил туда и молился. Поэтому, войдя под своды этого собора, я провел мысленную, но реальную связь и со своим детством, и со своим отцом, который был сыном этой земли.

И в завершение я бы хотел, мои дорогие, всем нам пожелать сохранять в первую очередь веру в сердце. Не поддаваться ни на какие соблазны, искушения, в какие бы ризы эти соблазны и искушения ни рядились. Мы, верующие люди, на стороне правды, а значит, мы – на стороне силы. И об этом нужно помнить и никогда не сомневаться в своей вере, никогда не поддаваться ни на какие попытки увести нас от самого главного, самого правильного жизненного пути, наполненного реальным Божественным смыслом. И если будем хранить веру православную, то будем стараться и жить по вере, а жить по вере – значит любить. Любить свою Родину, любить свою родную землю, малую Родину, любить мужа или жену, любить детей, любить родных и близких и вообще любить людей.

Иногда спрашивают: «А что это – любовь к незнакомому человеку?» Конечно, это не такая же любовь, как к мужу или жене, брату, сестре или детям. Любовь к незнакомому проявляется в нашей неспособности сделать ему плохо. Это словно красный свет светофора – нельзя совершать зло по отношению к другому человеку. Вот это надо усвоить всей силой своей души и своего разума.

…Пусть Господь хранит Россию, нашу Родину, Президента нашего Владимира Владимировича Путина, местные власти, воинство наше, весь наш народ. И пусть Господь, сохраняя народ наш от всякого зла, помогает нам сохранять веру в то, что Он и есть единственный Путеводитель по жизни и ведет нас в Царство Свое, которому не будет конца.