Плодотворное взаимодействие людей разных убеждений

Из выступления Святейшего Патриарха на заседании Группы стратегического видения «Россия – исламский мир» в гор. Казани 19 мая 2023 года.

Россия имеет очень богатый опыт взаимоотношений с мусульманским миром. С момента создания Группы стратегического видения «Россия – исламский мир» Русская Православная Церковь активно участвует в ее работе.

Наше заседание проходит в Казани. Столица Татарстана – как, пожалуй, никакое другое место в России – зримым образом символизирует плодотворное взаимодействие людей разных убеждений, и православных, и мусульман, на благо нашей страны и нашего народа. В этом городе мечети соседствуют с храмами, развивается мусульманское и православное богословие. Здесь христиане и мусульмане вместе трудятся для общей пользы.

…Некоторые мои христианские коллеги на Западе недоумевают и спрашивают: «Почему же вы создали межрелигиозный совет, где представлены православные, мусульмане, иудеи и буддисты?
Почему не развиваете отношений по линии взаимодействия с христианскими конфессиями?» 

Мы, конечно, развиваем и эти отношения, потому что христиане разных конфессий, живущие сегодня в России, занимают близкие к Православию позиции по общественным и политическим вопросам.

Но я так отвечаю на заданный вопрос: «На протяжении всей истории мы живем в нашей стране вместе с мусульманами, и этот исторический опыт совместной жизни и сотрудничества способствовал созданию совершенно особой атмосферы доверия и расположенности к диалогу». Еще раз хочу сказать: у нас в России сложились уникальные межрелигиозные отношения; и полагаю, что все мы – и христиане, и мусульмане, и представители других традиционных религий – должны всячески поддерживать сложившуюся традицию этих отношений.

…Наверное, самое опасное для душ человеческих и вообще для судеб всего мира – это смешение понятий, которое сейчас становится нормой западной цивилизации. Понятие греха ушло, а вместо него внедряется понятие вариативности человеческого поведения. Человеку дается право выбирать варианты своего поведения вне всякой связи с идеей Бога, вне всякой связи с идеей Божественных заповедей. Другими словами, что хочу, то и творю. А есть ли какие-то ограничения? Да, нельзя нарушать светское законодательство, но никаких норм, ограничивающих человеческую вседозволенность на основе нравственных принципов, в современной западной цивилизации не существует.

Этим мы очень от них отличаемся, и еще раз хочу сказать, что православные и мусульмане решительно отвергают опасную апокалиптическую тенденцию, утверждающую, что нравственное беззаконие является одним из возможных вариантов человеческого поведения. Для нас абсолютно неприемлемо противоестественное смешение полов и опаснейшая, разрушительная идеология половых извращений. Мы стремимся сохранить традиционный, Богом заповеданный семейный уклад. Чем бы себя ни оправдывало эгоистичное отношение к людям и миру, очевидно, что оно подменяет служение Богу служением страстям, превращающим человека в узника собственных пороков.

Верность духовным идеалам позволяет нам сегодня вместе противостоять изощренной пропаганде индивидуализма и человекопоклонничества, когда человек – это высшая норма, и ему усваивается право самому устанавливать любые законы, соблюдать их или не соблюдать. Православные христиане и мусульмане призваны бережно хранить свои нравственные ценности, следовать идеалам добра, любви, милосердия, справедливости и взаимного уважения. Мы – и христиане, и мусульмане – знаем и исповедуем, что Бог есть истинный Творец мира и Единственный Законодатель. А там, где про Бога забыли, царит зло как норма человеческого поведения.

Вот очень важно понимать: там, где Бог, там Божественная норма, которая помогает нам отличать добро от зла. А где Бога нет, там зло становится одним из вариантов поведения и есть не что иное, как проявление человеческой свободы. Великий русский писатель, оказавший огромное влияние на формирование нашего самосознания, – Федор Михайлович Достоевский – сформулировал эту простую, но очень глубокую мысль: если Бога нет, то все дозволено. «Если нет Бога, то я бог», – говорит один из персонажей его романа «Бесы».

Я уже не раз говорил и скажу еще раз: главный вызов XXI века – это вызов со стороны безбожного секулярного мира. Но сегодня мы, христиане и мусульмане, отталкиваясь от своих религиозных убеждений, можем вместе противостоять этой трагической тенденции развития цивилизации, которая вытесняет Бога из человеческой жизни и навязывает иное мировоззрение, где никакого Бога нет, подобно тому, как это пытались сделать во времена Возрождения.

Чтобы противостоять этому вызову, нам нужна консолидация всех традиционно настроенных сил общества. Если мы не хотим победы зла и установления всемирного культа греха и эгоизма, то должны дать духовный отпор этому вызову. Именно совместные усилия могут остановить мир от саморазрушения, и позвольте сказать, что именно взаимодействие православного христианства с исламом может действительно обеспечить создание этого общего фронта борьбы за выживание человеческой цивилизации.

Завершая свое выступление, хотел бы выразить надежду на то, что Россия и исламский мир будут развивать и расширять свое сотрудничество. Русская Православная Церковь, представляющая интересы миллионов верующих, готова этому всемерно способствовать и открыта к обмену опытом и знаниями. Думаю, что сегодня, в условиях кризиса международных отношений, у нас открывается новая возможность так повлиять на мировую повестку, чтобы забота о сохранении непреходящих нравственных ценностей стала одним из ее приоритетов.

Желаю всем нам, дорогие мои братья, помощи Божией в наших трудах.