Братоубийственное разделение, начавшееся на Украине с 2014 года, Церковь переживает как трагедию. Хотел бы напомнить, что с самого начала конфликта Церковь на Украине и в России непрестанно возносит молитвы о мире и неизменно призывает людей к преодолению разделений. На протяжении всех восьми лет вооруженного противостояния Церковью организовывались многие благотворительные акции в поддержку тех, кто оказался в беде, лишился крова и был вынужден бежать от боевых столкновений. Как вы знаете, при посредничестве Церкви неоднократно проходил и обмен военнопленными.
Помню, как непросто было организовать первый такой обмен. Страхи были с обеих сторон, но по милости Божией именно участие Церкви в этом обмене, инициатива, которая исходила от Церкви, и помогла снять те опасения, подозрения, напряженность, которые сопровождали эту беспрецедентную для того времени акцию.
Убежден, что разделение народов исторической Руси, дошедшее до кровавого конфликта, как и прежде в истории, является результатом вмешательства внешних враждебных политических сил. Хорошо известно, что колониальные державы, руководствуясь принципом «разделяй и властвуй», и в других регионах земного шара создавали точки военного напряжения и междоусобных конфликтов. Сегодня это постыдное правило, к большому сожалению, применяется и для эскалации русско-украинской вражды.
Да, ссоры случаются и между родными братьями, но довести ее до братоубийства оказалось возможно путем целенаправленной пропаганды агрессии и лжи. Я говорил уже ранее, что нельзя считать виновниками этой ситуации народы России и Украины, которые вышли из единой Киевской купели Крещения, объединены православной верой и связаны общей исторической судьбой. Нет и не может быть у них заинтересованности в конфликте.
Наша паства — и в России, и на Украине, и мы горячо молимся о восстановлении мира, о том, чтобы Господь ниспроверг замыслы злой внешней силы, подпитывающей ненависть. Нельзя не сказать и о том, что раскол украинского Православия — еще одно звено этой порочной цепи разделений. Действия Константинопольского Патриархата, легализовавшего раскол, достойны исторического сравнения с униатством. Окончательной целью этого проекта является переориентация Украинской Православной Церкви таким образом, чтобы она более не могла служить единству братских русского и украинского народов.
Политическая цель создания всех этих автокефалий, всех этих раскольнических объединений — ослабить влияние Православной Церкви, единой Православной Церкви Руси, Украины и Беларуси, используя идеологические штампы для поджигания вражды и создания новых мифов, которые отчуждали бы один народ от другого.
Да, военные столкновения действительно сопровождали всю историю человечества после грехопадения. Будучи одним из печальных проявлений греховности, военные столкновения, по всей вероятности, будут сопровождать человеческую историю и далее. Однако даже в условиях вооруженных конфликтов человек может и должен сохранять свое достоинство и заботиться о достоинстве окружающих. Исключение запрещенных методов ведения военных действий, защита гражданского населения, соблюдение международного гуманитарного права, уважение к пленным и раненым — вот то, к чему я как Патриарх всея Руси призываю стороны конфликта и прошу сделать всё возможное, чтобы избежать жертв среди мирных жителей.
Убежден, что из происходящего на Украине следует извлечь правильные уроки, дав оценку тому эксперименту, который совершался над украинским народом после распада СССР. Случившаяся трагедия вновь заставляет Церковь возвысить голос во имя защиты национальных языков и культуры. Никто в мире не должен быть ущемлен только по той причине, что он говорит или думает «не на том» языке.
Из уст определенных политиков и в СМИ нередко звучат призывы к повсеместному ущемлению прав русскоязычного населения, проживающего в бывших союзных республиках, ныне независимых государствах. Так называемая «отмена русской культуры» на Западе стала свидетельством печального нравственного состояния общества. Попытка искоренить культуру той или иной нации — это апогей ненависти. Хуже — только попытка физически уничтожить ставший неугодным народ.
Наше общество чувствовало связь с европейской культурой даже в непростые времена «холодной войны» и борьбы идеологий. Западная классическая литература, музыка и живопись всегда высоко ценились нашими соотечественниками, воспринимающими европейскую культуру как неотъемлемую часть богатого христианского цивилизационного наследия. Так мы продолжаем воспринимать ее и ныне, несмотря на все происходящее. Надеюсь, что к тем, кто сейчас «борется» с Пушкиным и Достоевским, бойкотирует конкурсы Чайковского и отказывается исполнять Рахманинова, рано или поздно придет осознание постыдности и безумия совершаемых действий.
Но все-таки хотелось бы сказать и о будущем, и сказать с надеждой. Несмотря на то, что военные действия еще не закончены, уже сегодня необходимо работать ради восстановления мирной жизни на Украине и на Донбассе. Уверен, что наши молитвы будут услышаны и воцарится долгожданный и прочный мир. Не сомневаюсь, что Россия предпримет необходимые усилия для создания этой мирной жизни, в которой главенствующим принципом будет сохранение единства между народами, основанного на взаимопонимании.
Цивилизационные и ценностные различия между западными странами и Россией неизбежны и в настоящий момент представляются трудно преодолимыми, но они не должны быть препятствием для мирного сосуществования, для равноправного и взаимоуважительного диалога культур.