«Нельзя наступать на те же грабли!»

Из выступления Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с учителями «Основ религиозных культур и светской этики» и «Основ духовно-нравственной культуры народов России» 19 октября 2021 года

Хорошо, что мы собрались сегодня. Есть несколько важных вопросов, которые нам необходимо обсудить. Для начала нужно поговорить о проблемах, которые перед нами стоят. Как у врачей – сначала выявить симптоматику, а затем определиться с лечением. Все вы, уважаемые педагоги, являетесь свидетелями того, что, к сожалению, у нас немало болевых точек в процессе образования. Среди них – зависимость, погруженность подростков в социальные сети, в том числе деструктивные, а всякая зависимость дезориентирует ребенка, переключает фокус его внимания.

…Удивительно, как актуально сегодня звучат слова, сказанные более ста лет назад одним из новомучеников Российской Церкви – священномучеником Макарием (Гневушевым): «Церковь Христова и Православное русское государство, несомненно, стоят перед лицом самого страшного врага, нередко меняющего свои вид и наименование, но в существе являющегося всегда одним и тем же. Этот враг – враг христианства и всего созданного им, – это воскресающее язычество. …Оправдать все грубое и жестокое и снять с человека ответственность за злобу и ее проявления. Мало того, эту самую злобу возвести на пьедестал геройства, подвига и фактора, творящего добро». Удивительно точное выражение мысли, которая сегодня многих из нас не покидает.


Человек не может быть совершенно безрелигиозен, а-теистичен. Человек так устроен. У него есть глаза, чтобы воспринимать образы, слух, чтобы различать звуки, душа – чтобы общаться с Богом. И если у человека, у ребенка есть доступ к той системе ценностей, к тем нравственным устоям, на которых основана традиционная духовно-нравственная культура народов России – подчеркну, культура религиозная, – у него есть шанс возрастать в добре, стать личностью нравственной, а значит, способной содействовать укреплению нравственных устоев в семейной и общественной жизни.

Мы очень рады тому, что сегодня школе официально передаются воспитательные функции, что в школах появились заместители директоров по воспитательной работе. Мы понимаем, что перед ними стоят очень серьезные задачи. Очень важно, чтобы эти люди обладали необходимой религиозной грамотностью, позволяющей быть компетентными, в том числе в вопросах профилактики деструктивных явлений в подростковой и молодежной среде... И, конечно, очень важно, чтобы сегодня в школе появились заместители директоров по воспитательной работе, способные осуществлять соответствующие функции и достигать соответствующих результатов. Перед этими людьми стоят очень большие задачи.

Пытаться уврачевать следствия деструктивной религиозной жизни нерелигиозными методами – это все равно, что пытаться погасить огонь без воды, песка и прочих общепризнанных средств пожаротушения. Невозможно опровергнуть, а тем более разрушить деструктивную религиозность, используя нерелигиозные подходы. От чего отталкиваться? От неких общественных идеалов, социальных идеалов? Но у тех, кто принадлежит этим псевдорелигиозным группам, идеалы лежат в другой плоскости. Поэтому с ними нужно говорить на их языке, доказывать ошибочность их взглядов, используя аргументацию, которая произрастает из религиозных убеждений и знаний.

…Никакой учебник и никакой методический инструментарий не может заменить непосредственного общения учителя с учеником. Это убедительно показал опыт удаленной работы в период пандемии. Тем более в рамках предметов, которые имеют не только обучающий, но и воспитательный характер. Дети воспитываются на примерах. Большое значение в этом смысле имеют образы наших святых, особенно же тех, кто близок нам по времени, святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. Их духовные наставления могут помочь ребенку найти верные ответы на сложные для него вопросы, понять, что вера укрепляет в самых тяжелых испытаниях, дает возможность пребывать в радости, несмотря ни на какие беды и лишения.

Мне нередко приходится изучать жизнь и историю страданий тех людей, которые представляются к канонизации как новомученики и исповедники Церкви Русской. Это драматическое чтение, когда понимаешь, через какие муки люди проходили буквально в наше время, в XX веке, какие физические и моральные мучения они претерпевали и как они оставались верными своим убеждениям. Это сравнимо с подвигами защитников Отечества, которые при попадании в плен подвергались пыткам и истязаниям, но не предавали Родину. Это действительно очень яркая страница нашей истории, это опыт реального подвижничества.

Из личного жизненного опыта мы все знаем, что успех преподавания во многом зависит от увлеченности предметом самого учителя. Вы наверняка помните педагогов, на уроки которых хотелось идти, потому что вам передавалось их вдохновение и любовь к предмету. С другой стороны, каждый может вспомнить предмет, который не давался в школе, потому что преподаватель вел его сухо и неинтересно, относился к своей работе формально…

Во всех школах дореволюционной России преподавался Закон Божий, и чаще всего неудовлетворительно. В результате, как мы знаем, стали атеистами будущие революционеры, хотя все они изучали Закон Божий. Вот почему нам нельзя наступать на те же грабли. Если мы дерзаем обращаться к современным детям с посланием о вере, мы должны это делать сильно, ярко, убежденно, мы должны отражать в себе, насколько возможно, идеалы, которые мы передаем детям. Если же это будет очередной вызывающий скуку урок, то лучше его совсем не проводить. А если мы берем на себя ответственность за религиозное воспитание и образование, мы должны себе сказать: это не третьестепенное дело, а важнейший приоритет в моей педагогической работе…

Я хотел бы от души поблагодарить всех вас, дорогие участники этой встречи, за ваше служение, часто очень самоотверженное, – до меня доходит информация и о таких замечательных примерах. За ваше несомненное неравнодушие к делу, которое вы совершаете. Не могу себе представить, чтобы Основы православной культуры преподавал человек, которому все это вообще неинтересно, потому что это преподавание не дает вам никаких привилегий. Сегодня это действительно дело энтузиастов, искренне стремящихся к тому, чтобы передать учащимся невероятно важные знания и убеждения, от восприятия которых зависит будущее молодых людей и, я бы сказал, их счастье и благополучие. Благодарю вас за внимание.