Патриаршая проповедь в понедельник первой седмицы Великого поста после утреннего богослужения в Храме Христа Спасителя 15 марта 2021 года
По милости Божией мы достигли святых дней Четыредесятницы,
времени особого. Как говорили многие святые отцы, Четыредесятница – это весна
духовная, а весной как бы раскрывается вся природа, распускаются цветы,
поднимается трава, зеленеют деревья, обновляется жизнь. И если эти образы,
заимствованные из природы, отнести к духовной жизни, то точно так же во время
Святой Четыредесятницы должно произойти обновление наших духовных сил. Мы
должны укрепиться в благочестии, в правильном целеполагании, связанном в первую
очередь со стремлением к спасению души, потому что это и есть единственная
цель, достижение которой простирается в вечность. Все другие цели
ограничиваются земной жизнью человека, а забота о душе простирается в вечность.
Святые дни Четыредесятницы, как и многие другие дни, посвященные особой заботе человека о своей душе, соединяются в святоотеческом сознании с таким понятием, как покой. Покой – это не праздность. Кстати, славянское слово «праздность» на русском языке звучит очень убедительно – «пустота». Праздный человек – это человек пустой, лишенный внутреннего содержания. И когда мы в молитве святого Ефрема Сирина просим: «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми», то на первом месте – особая просьба к Богу оградить нас от праздности, от пустоты.
Почему же так? А потому что праздность никогда не остается
праздностью. Подлинной праздностью, пустотой в физическом мире является вакуум.
Вакуум – это пространство, в котором нет даже воздуха, это абсолютная пустота,
праздность. Но мы знаем, что это состояние противоестественно для физического
мира, и достаточно нарушить преграду между этим объемом праздности и окружающим
миром, как вакуум немедленно наполняется воздухом, и никакая сила не может
этому помешать, потому что праздность впитывает в себя окружающую среду.
И когда мы просим Господа оградить нас от праздности, мы
просим Его оградить нас от величайшей опасности, которую праздность таит в
себе, – от способности вбирать в себя все, что нас окружает, часто без всякого
разбора. Не сама по себе праздность опасна – опасность заключается в том, что
вместо праздности появляется нечто воспринятое из окружающей среды, чаще всего
греховное. Праздность – это и есть некий синоним греха, потому что на место праздности,
место пустоты немедленно приходит грех как некое вещество духовное, способное
заполнять пустоту человеческой души.
Ну, а что же нам делать для того, чтобы никогда не
поддаваться праздности? Как соблюдать себя, чтобы душа не сделалась пустой? Необходимо
наполнять душу таким содержанием, которое поглощало бы душу, захватывало ее; а
для того чтобы это содержание имело спасительный смысл, мы должны душу свою
наполнять прежде всего Божественными истинами, Божественными глаголами, потому
что только Слово Божие несет нам абсолютную истину и есть величайшая ценность.
Именно время Великого поста предоставляет нам такую
возможность – находясь в храме, стараться, несмотря на сложности славянского
текста, проникать в смысл читаемого. Понятно, что невозможно следить все время
за чтением; даже самый сосредоточенный человек – и тот неспособен в течение
нескольких часов полностью погружаться в слушание текста. Но, может быть,
потому и богослужения у нас с вами не такие уж короткие, чтобы дать возможность
в течение этого времени все-таки приобщиться к тому, что произносится в храме,
к тем спасительным мыслям, которые содержатся в богослужебных текстах и Священном
Писании.
Действительно, для того чтобы преодолеть праздность, нужно наполнять
себя положительным содержанием. Это имеет отношение ко всей жизни человека, но
в первую очередь к его духовной жизни. Поэтому так важно чтение Священного
Писания, а если есть возможность, то и житий святых; также, если есть навык
чтения святоотеческих текстов, очень полезно читать святых отцов.
Другими словами, нужно находить, особенно во время Великого
поста, эту возможность, это окошечко в нашей повседневности, в нашей жизни,
загруженной многими, хоть и не всегда значимыми событиями, – для того чтобы
погружаться в священные мысли, доносимые до нас словом Божием, в мысли святых
отцов. Как я уже сказал, богослужения дают нам такую возможность, хотя многим
из-за незнания славянского языка затруднительно понимать все, что читается и
поется в храме Божием. Может быть, это следует восполнять домашним чтением
житий святых, но в первую очередь – чтением Священного Писания.
Мы должны жить действительно богатой духовной жизнью. Вот тогда никакого вакуума внутри нас не будет, и никакая праздность не заполнится греховным содержанием. Но нужно еще и еще раз уразуметь, осознать, прочувствовать, может быть, даже выстрадать то, что пустота и праздность, то, что иногда так желанно и что мы по ошибке отождествляем с отдыхом, таковым вовсе не является. Господь, создав человека, предназначил его к труду и дал ему заповедь об отдыхе: шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему.
В новозаветной истории этот седьмой день стал
воскресеньем, первым днем недели, который мы обязаны посвящать мыслям о вечности.
Мы должны посвящать этот день уразумению того, чему Господь через слово Свое
учит нас. И тогда мы действительно окажемся способными изгонять праздность из
своей жизни, не создавать внутренний духовный вакуум, не пускать в свою жизнь
все то греховное, опасное, погубляющее душу, что немедленно проникает в душу,
если она пуста, если там вакуум, если там ничего нет.
Великий пост учит нас многим важным смыслам, познание
которых открывает нам путь к спасению. И если молитва святого Ефрема Сирина
начинается с просьбы к Господу о том, чтобы Он избавил нас от праздности, то
всякий раз, когда мы слышим эту молитву, давайте молиться Господу, чтобы Он
оградил нас от этой опасности и не дал возможности злым началам заполнить то
пространство в душе, которое возникает, когда она пребывает в праздности.
Умудренные великими словами молитвы святого Ефрема Сирина, постараемся сохранить
их и в уме, и в сердце своем.