"Становимся хуже, а не лучше"

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в подмосковном храме святителя Николая Чудотворца в Красногорске 16 августа 2020 г.

В сегодняшнем апостольском чтении (Первое послание апостола Павла к Коринфянам) мы находим очень важные слова, от которых веет неким радикализмом и которые могут на первый взгляд смущать обыкновенного человека. А слова такие: «Если кто нас злословит, того мы хвалим; кто нас гонит, того мы терпим».

Это утверждение апостола Павла действительно радикально отличается от того, как мы обычно реагируем на обиды, на несправедливость. Разве мы хвалим того, кто нас злословит? Нет, мы стараемся сказать еще больше злых слов в ответ, тем более что теперь есть так много возможностей: Интернет, социальные сети. Только посмотрите на эту часть информационного пространства — она ведь просто исполнена ненависти, злословия, оскорблений! И как много страданий и скорбей приносят все эти безумные слова!

Разрушаются семьи, рушится карьера, страдание приходит в дом — только потому, что мы злословим и на злословие отвечаем злословием, а совсем не так, как учит нас сегодня апостол Павел. Мы терпеть не можем, если что-то происходит не так, как, с нашей точки зрения, должно было происходить. Нас сдерживает лишь подчиненность вышестоящим властям, либо сильный человек рядом, который постоит за себя. А иначе, если все на равных, тем более, если кто слабее, — разве мы будем терпеть, когда нас злословят? Или хвалить тех, кто будет нас хулить?

Вот и возникает для нас, христиан, принципиальный вопрос: о чем же говорит апостол Павел? Это что, иносказание, фантазия, притча? Ведь в жизни так не бывает! Но апостол Павел говорит о том, как должно быть в жизни. А почему? А потому что всякое зло, которое не останавливается добром, продолжает распространяться и действовать среди людей. Если мы на зло ответили злом, да еще посильнее, что происходит? Разве тот, на кого наше зло направлено, остановился, испугался нас? Нет! Зло, которое мы направляем на обидчиков, порождает в них ответное желание ударить еще сильнее, и происходит некая эскалация зла. 

Иногда люди говорят: «Что с нашим миром? Посмотрите добрые фильмы 50-х или 60-х годов — ведь это наши родители, многие из нас в то время были детьми и юношами! И политические условия в стране были неблагоприятными, и материальные, — но посмотрите на лица в старых фильмах! Ведь это же другие лица!» А это означает, что мы как цивилизация становимся хуже, а не лучше при всех наших потрясающих технических достижениях. Более того, когда человек злой, неспособный на зло отвечать добром, становится сильным — благодаря своему разуму, образованию, власти, техническим средствам, — тогда он становится страшным для окружающих.

А что означает ответить на зло добром, как призывает нас сегодня апостол Павел? Это значит остановить зло. Иначе зло остановить нельзя. Кто-то может сказать: «Вот сделаю я в ответ на зло что-то доброе, а разве тот человек оценит?» Неизвестно. Может, и не оценит. Вернее, кто-то не оценит, а кто-то задумается и скажет: «Что же это за человек? Ведь я ему реально насолил, а он со мной встречается нелицемерно, спокойно, и никакого зла в ответ. И моей карьере мог бы помешать — не помешал. Что же это такое?» Так добро, совершаемое нами в ответ на зло, или, по крайней мере, отсутствие ответного зла, если нет силы на добро, — это и есть то, что останавливает мир от распада и уничтожения.

Эта истина часто демонстрируется в международных делах, в сфере внешней политики. Если бы на всякую глупость, в том числе с применением оружия, немедленно отвечали бы применением оружия еще большей силы, то, наверное, мир бы не существовал. Ведь каждый день нам говорят: где-то кого-то убили, произошло какое-то столкновение. А если бы на все это непременно отвечали еще большей силой? Но люди ищут мирное решение проблемы, и не потому, что все такие добренькие, а потому что понимают: отвечая силой на силу, ты только содействуешь ее эскалации и утверждаешь зло. 

В сфере внешней политики это понимают, потому что последствия могут быть ужасными, и мы знаем: если где-то происходит конфликт, то мировое сообщество стремится снять эту тему, примирить враждующих, остановить их не силой, а переговорами. Но если это понятно тем, кто занимается политикой, насколько же это должно быть понятно нам, православным людям, которые научены удивительным посланием апостола Павла! И он не только требует от нас не отвечать злом на зло, но ведет нас еще дальше: «Если хулят — хвалите. Если гонят — терпите. Если притесняют — благословляйте».

Давайте попробуем хоть раз помолиться за тех, кто нас притесняет, кто воспринимается нами как враг! Не озлобляться, не давать распалиться страстям, особенно у себя дома, вовлекая в конфликт своих близких, родных, — а попытаться на зло ответить добром. А потом посмотреть в глаза человеку — не ожидая, что он исправится, а просто проверить, подействовало ли это добро. Уверяю вас: если не в 100 % случаев, то в очень многих вы исправите того человека, который делал вам зло. Вы поможете ему осознать свою неправду — так, как никакой силой бы не получилось. 

Действительно, во многих случаях люди, получив добро в ответ на совершенное зло, сознавали свой грех, просили прощения и каялись. Кому-то это может показаться не слишком реалистичным, но это самая убедительная реальность, которая только существует в мире. Потому что если бы на зло всегда отвечали злом, то зла в мире было бы больше, чем добра. А когда в мире зла станет больше, чем добра, мир погибнет.

Это и есть конец мира, потому что зло нежизнеспособно, у него нет жизненной перспективы. Перспектива зла — это небытие, это смерть; именно так и настанет конец мира. Что значит пришествие антихриста? Это глобальная победа зла. Тот, кто будет, согласно Апокалипсису и многим прозрениям святых отцов, объявлять о наступлении новой эры всеобщего благополучия, обрушит все человечество — своей злобой, своей ненавистью, но главное, тем, что добро будет искореняться из рода человеческого.

Там, где добро, там жизнь. Там, где добро, там будущее — для каждого из нас, для наших семей, для нашего общества, для нашего народа. Поэтому сегодняшний призыв апостола Павла заключается в следующем: делайте добро вопреки совершаемому против вас злу, утверждайте добро даже тогда, когда нужно стерпеть и сжать зубы, никогда не подвергайтесь инерции зла, иначе оно погубит вас и детей ваших. Давайте услышим этот великий призыв святого апостола!

У Григория Нисского находим очень интересное, неожиданное свидетельство, — пожалуй, больше ни у кого из святых отцов я такого не встречал. Святитель Григорий, рассуждая о зле, говорит: «Но зло вообще-то от нашего хотения». А как же диавол? Григорий ничего об этом не говорит, но он не утверждает, что диавол первичен в совершении нашего зла. Он говорит о том, что зло — от нашего хотения. Другое дело, что мы, совершая зло, работаем в пользу диавола; но не диавол первопричина совершаемого нами зла, а мы сами. Поэтому в руках каждого человека — его личная жизнь, его будущее, а в руках всего человечества — жизнь всей человеческой цивилизации. И пусть вразумят нас такие сильные, удивительные, пророческие слова апостола Павла, и да помогут нам быть всегда на стороне добра, чтобы жили мы, жили дети наши, жил род человеческий. Аминь.