Слово Святейшего Патриарха
Кирилла после литии в день 75-летия Победы 9 мая 2020 года
…Нынешнее поколение, особенно молодое,
воспринимает Отечественную войну как что-то очень отдаленное. Но для того чтобы
приблизить эту трагедию к жизни современного человека, достаточно сказать, что
нас было бы гораздо больше, мы жили бы гораздо лучше, страна была бы,
несомненно, более организованной и удобной для жизни, мы совершили бы многие и
многие великие дела на благо своего Отечества, если бы вместе с нами были те,
кто погиб во время войны, кто не родился во время войны, их дети и внуки. Последствия
войны не столь остро не переживаются нынешним поколением, но они, несомненно,
ослабили великий потенциал нашего Отечества.
Последствия войны, несомненно, наложили
тяжелейший отпечаток на жизнь нашего народа, но за время войны произошло что-то
очень важное. Мы вступили в войну с разрушенными храмами, с закрытыми
монастырями, с заключенными священнослужителями и верующими. Правители наши
отчитывались друг перед другом и перед народом в том, что в жизни наших людей
практически не осталось веры, каких бы то ни было признаков религиозной жизни.
Но вот началась война – и будто бы не было страшных лет гонений. Люди перестали
стесняться своей веры и, перекрестившись, шли в атаку с именем Божиим. Они открыто
исповедовали свою веру, и никто более не смел этому препятствовать.
Религиозное возрождение нашего народа во
время войны – это один из факторов, который, несомненно, повлиял на ее исход.
Потому что верующий человек исполняет свой долг, имея ответственность не только
перед начальником, который над ним поставлен, но и перед своей совестью и,
самое главное, пред Богом. А ведь именно Господь сказал:«Нет больше той любви,
как если кто положит душу свою за друзей своих». Господь призвал нас быть готовыми
отдавать свою жизнь за других, и если в мирное время эта заповедь не воспринимается
как очень актуальная, то в военное время она сделалась для многих руководящим
принципом их жизни.
Как мне говорили фронтовики, и я об этом
уже неоднократно говорил, в окопах не было неверующих. Потому что встать по
команде из окопа, подняться во весь рост и идти навстречу смерти может только
человек, который победил страх. Если страх господствует, если он сковывает
сознание и парализует волю, то воин не может подняться и идти навстречу смерти.
Но если человек верит в бессмертие, если он, может быть, не столько умом,
сколько сердцем своим чувствует, что отдать жизнь свою за други своя есть не
только доблесть, но и возвышеннейшее требование, которое Бог обратил к людям,
то исполняется силой разум, укрепляется воля, и человек побеждает страх.
Мы верим, что сила Божия присутствовала
среди наших солдат и укрепляла их. Перед отправкой на фронт многие зашивали в
свои гимнастерки текст псалма «Живый в помощи», и, как рассказывали мне
участники боевых действий, перед атакой рука тянулась к словам великого псалма,
и, коснувшись священного текста, многие с упованием на волю Божию обретали и смелость,
и мужество.
В результате войны обновилась религиозная
жизнь, открылись многие храмы, монастыри. Время от времени в нашей стране еще
проводились разного рода атеистические кампании, но уже никто не осмеливался за
посещение храма или за открытое исповедание веры посылать людей в заточение, в
ссылку, подвергать другим суровым наказаниям. Хоть и не было полного
благоприятствования для веры Христовой, но вера в нашем народе укреплялась, и,
наверное, чувство присутствия Бога в жизни помогало и послевоенным поколениям
людей справляться с трудностями, которые выпадали на их долю.
Мы сегодня вспоминаем в первую очередь тех,
кто героически отстоял наше Отечество от страшной оккупации. Мы не можем даже
представить, что было бы, если бы враг победил; об этом не хочется и думать. Но
совершенно очевидно, что мы с вами не стояли бы сегодня здесь, в этом храме, и
вместе с нами сегодня не совершали бы благодарственные заупокойные богослужения
тысячи и тысячи людей, вспоминающих о бессмертном подвиге тех, кто своей жизнью
и своей смертью сохранил для нас, в том числе, возможность исповедовать веру в
Господа и Спасителя и жить по законам православной веры.
За многое мы должны поблагодарить героев,
которые отдали свою жизнь на полях битв Великой Отечественной войны.
Благодарность Церкви – это всегда молитва. И мы совершили заупокойную панихиду,
вспоминая каждый своих, молясь за своих родных и близких, тех, кто погиб в годы
Великой Отечественной войны, или кто пропал без вести, как мой родной дядя
Владимир, в честь которого я и был назван Владимиром. Он был одним из тех, кто
в первый день войны встретил полчище оккупантов, потому что служил связистом
под Брестом, и, наверное, погиб в тот же день, исполняя свой воинский долг.
Знаю, что практически нет семьи, где люди
не вспоминали бы сегодня тех, кто погиб или был изувечен, защищая родину, тех,
благодаря кому мы сегодня имеем возможность жить в свободной стране и свободно
исповедовать свою веру. Поэтому заупокойная молитва сегодня соединяется у нас с
молитвой об Отечестве нашем, чтобы Господь сохранил народ наш, страну нашу от
врагов внешних и внутренних, чтобы Господь дал нам силы возрастать в вере, в
благочестии, в любви к Отечеству, в любви друг к другу, чтобы Он укрепил нас в
подвиге служения друг другу, как это делали воины на поле брани Великой
Отечественной войны, когда жизнь ближнего, жизнь друга, жизнь солдата,
находившегося рядом, были настолько значимы, что люди ради жизни ближнего были готовы
отдать свою собственную жизнь.
Дай Бог, чтобы не только в экстремальных
условиях, но и в обычных, даже достаточно комфортных условиях современной жизни
мы оставались способными иметь такую любовь к ближнему, о которой Господь
сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей
своих» .