…Чтобы эта служба открывала сердца людей

Из выступления Святейшего Патриарха Кирилла на II Международном съезде регентов и певчих Русской Православной Церкви 24 октября 2019 г.
…Не секрет, что музыка обладает огромной силой эмоционального воздействия на человека. Пение в храме влияет на эстетическое чувство и может оказать большое воздействие на душу слушающего человека. Церковное пение – это поистине наше богатство, которое нам нужно беречь и преумножать.

А потому служение и регентов, и певчих очень важно и нуждается в системном подходе. И здесь я хотел бы остановиться на нескольких вопросах устроения певческого дела, насущность которых подтверждают и та переписка, которая ко мне поступает, и иные сигналы из разных епархий нашей Церкви.
С сожалением констатирую: хотя пение – важная и неотъемлемая часть богослужения, именно эта часть нередко оказывается на периферии внимания как правящих архиереев, так и священников, поставленных во главе приходов. Вопросы храмового строительства, духовного образования, воспитания молодежи – все это, безусловно, важно, но необходимо заботиться и о том, чтобы строй церковной службы находился в наших храмах на достойном уровне, ведь сердцевина христианской жизни – это прежде всего Божественная литургия. Только в таком случае можно говорить о правильном устроении жизни прихода.
Здесь я хотел бы обратиться в прошлое… У меня были хорошие связи с Финляндией, и однажды в Куопио, на клиросе церкви, где пели студенты местной семинарии, я увидел девушку, облаченную в некое подобие подрясника. Я узнал, что эта девушка не монахиня, а студентка регентского отделения семинарии, и пригласил ее в Ленинград. Когда она приехала, мы организовали для нее специальную программу подготовки. Этим заинтересовались власти, но на вопрос «Почему?» последовал ответ: «Куда же финке ехать учиться хоровому пению, как не в Ленинград? Нельзя же отталкивать таких людей, в ком пробуждается интерес к жизни Советского Союза!»
Уполномоченный не стал возражать, а через несколько дней я пришел к нему и сказал: «У нас нестыковка в пропагандистском плане». «Что такое?» – перепуганно спросил уполномоченный, и я ответил: «Меня обвиняют в том, что я создаю потемкинскую деревню: привез какую-то девчонку из-за границы, а теперь мы делаем вид, будто у нас девушки имеют возможность обучаться регентскому делу». Уполномоченный, поняв, что разговор серьезный, спросил: «Что нужно делать?» Отвечаю: «Я подобрал четверых наших русских студенток, чтобы «разбавить» эту финку. Давайте позволим им вместе учиться».
Так четыре первые российские студентки вместе с финкой, которая впоследствии стала матушкой и сейчас регентует в Хельсинки, поступили на первый курс… Так еще в далеком 1978 году, в тех самых трудных условиях, о которых вы сейчас услышали, появилась возможность подготовки регентов. По милости Божией за минувшие годы произошло много событий, и профессиональное регентское образование теперь можно получить во многих духовных школах Русской Православной Церкви.
Теперь несколько слов о наших проблемах. Действительно, в кафедральных соборах поют хорошо, особенно когда Патриарх приезжает. Набирают платных певцов, все звенит, красота просто неимоверная. Но в отсутствие Патриарха – а я слушал записи тех же хоров – пение не на таком уж высоком уровне, не говоря о том, как поют на обычных богослужениях, не в кафедральных храмах. Думаю, тому много причин, и я постараюсь некоторые из них сформулировать.
Когда мы начали обучать девушек на регентском отделении, мы сразу включили в программу целый ряд богословских предметов, в том числе Катехизис, Введение в Священное Писание, Краткий курс церковной истории. Однажды на заседании Ученого совета меня спросили: «Зачем вы утомляете девочек изучением богословских дисциплин?» (девочек на регентском отделении было большинство). Я ответил, что, во-первых, без знания богословия и церковной истории трудно быть хорошим регентом; но это лишь одна задача. А была и другая: для возможного преподавания Катехизиса в школах и в учебных заведениях.
Это был Советский Союз, 1978 год. Но ведь все так и получилось. Первыми, кто пришел в школы, были выпускницы регентского отделения Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии. Пришли именно потому, что на регентском отделении не только изучали музыкальные дисциплины, но и получили достаточно хорошую богословскую подготовку. Думаю, и сейчас наши регенты должны быть способны, помимо своей профессиональной деятельности, также быть вероучителями, наставниками, катехизаторами, проповедниками, ведь очень часто именно с вами, мирянами, встречаются те, кто приходит в наши храмы и нуждается в первичной катехизации.
Отношение к певчим со стороны настоятелей должно исходить из понимания важности этой формы служения. Достойная заработная плата, уважение к труду людей, потративших многие годы для получения музыкального образования, – вот основные принципы, которые необходимо полагать в основу отношения к певчим и регентам на приходе. Конечно, в разных храмах – разные возможности, в том числе материальные, но в крупных многоштатных городских приходах, где богослужения совершаются ежедневно, финансовая поддержка хора должна быть нормой.
Другое дело – небольшие сельские приходы, которые не могут позволить себе содержать регента и певчих. Но здесь правящим архиереям вместе с настоятелями следует озаботиться привлечением хотя бы одного-двух певчих, имеющих соответствующее образование и навыки, с тем чтобы церковное пение поддерживалось на достойном уровне. Даже на слабом приходе нужен как минимум один и как максимум три человека, которые могли бы профессионально петь на клиросе. Тогда и самый слабый хор станет со временем достаточно благозвучным и будет вносить достойный вклад в совершение богослужения…

Только тогда можно говорить о возможности развития певческой традиции и института регентства, когда отношение к регенту будет как к полноценному церковнослужителю, а не как к наемному работнику. Ведь это наш собрат или наша сестра, который вместе со священником несет важнейшее служение и без которого практически невозможно совершение Литургии так, чтобы эта служба открывала сердца людей.