Из выступления Святейшего
Патриарха Кирилла на II Международном съезде регентов и певчих Русской
Православной Церкви 24 октября 2019
г .
…Не секрет, что музыка обладает огромной
силой эмоционального воздействия на человека. Пение в храме влияет на
эстетическое чувство и может оказать большое воздействие на душу слушающего
человека. Церковное пение – это поистине наше богатство, которое нам нужно
беречь и преумножать.
А потому служение и регентов, и певчих очень важно и нуждается в системном подходе. И здесь я хотел бы остановиться на нескольких вопросах устроения певческого дела, насущность которых подтверждают и та переписка, которая ко мне поступает, и иные сигналы из разных епархий нашей Церкви.
А потому служение и регентов, и певчих очень важно и нуждается в системном подходе. И здесь я хотел бы остановиться на нескольких вопросах устроения певческого дела, насущность которых подтверждают и та переписка, которая ко мне поступает, и иные сигналы из разных епархий нашей Церкви.
С сожалением констатирую: хотя пение –
важная и неотъемлемая часть богослужения, именно эта часть нередко оказывается
на периферии внимания как правящих архиереев, так и священников, поставленных
во главе приходов. Вопросы храмового строительства, духовного образования,
воспитания молодежи – все это, безусловно, важно, но необходимо заботиться и о
том, чтобы строй церковной службы находился в наших храмах на достойном уровне,
ведь сердцевина христианской жизни – это прежде всего Божественная литургия.
Только в таком случае можно говорить о правильном устроении жизни прихода.
Здесь я хотел бы обратиться в прошлое… У
меня были хорошие связи с Финляндией, и однажды в Куопио, на клиросе церкви,
где пели студенты местной семинарии, я увидел девушку, облаченную в некое подобие
подрясника. Я узнал, что эта девушка не монахиня, а студентка регентского
отделения семинарии, и пригласил ее в Ленинград. Когда она приехала, мы
организовали для нее специальную программу подготовки. Этим заинтересовались
власти, но на вопрос «Почему?» последовал ответ: «Куда же финке ехать учиться
хоровому пению, как не в Ленинград? Нельзя же отталкивать таких людей, в ком
пробуждается интерес к жизни Советского Союза!»
Уполномоченный не стал возражать, а через
несколько дней я пришел к нему и сказал: «У нас нестыковка в пропагандистском
плане». «Что такое?» – перепуганно спросил уполномоченный, и я ответил: «Меня
обвиняют в том, что я создаю потемкинскую деревню: привез какую-то девчонку
из-за границы, а теперь мы делаем вид, будто у нас девушки имеют возможность
обучаться регентскому делу». Уполномоченный, поняв, что разговор серьезный,
спросил: «Что нужно делать?» Отвечаю: «Я подобрал четверых наших русских студенток,
чтобы «разбавить» эту финку. Давайте позволим им вместе учиться».
Так четыре первые российские студентки
вместе с финкой, которая впоследствии стала матушкой и сейчас регентует в Хельсинки,
поступили на первый курс… Так еще в далеком 1978 году, в тех самых трудных
условиях, о которых вы сейчас услышали, появилась возможность подготовки
регентов. По милости Божией за минувшие годы произошло много событий, и
профессиональное регентское образование теперь можно получить во многих
духовных школах Русской Православной Церкви.
Теперь несколько слов о наших проблемах.
Действительно, в кафедральных соборах поют хорошо, особенно когда Патриарх
приезжает. Набирают платных певцов, все звенит, красота просто неимоверная. Но
в отсутствие Патриарха – а я слушал записи тех же хоров – пение не на таком уж
высоком уровне, не говоря о том, как поют на обычных богослужениях, не в
кафедральных храмах. Думаю, тому много причин, и я постараюсь некоторые из них
сформулировать.
Когда мы начали обучать девушек на
регентском отделении, мы сразу включили в программу целый ряд богословских
предметов, в том числе Катехизис, Введение в Священное Писание, Краткий курс
церковной истории. Однажды на заседании Ученого совета меня спросили: «Зачем вы
утомляете девочек изучением богословских дисциплин?» (девочек на регентском
отделении было большинство). Я ответил, что, во-первых, без знания богословия и
церковной истории трудно быть хорошим регентом; но это лишь одна задача. А была
и другая: для возможного преподавания Катехизиса в школах и в учебных
заведениях.
Это был Советский Союз, 1978 год. Но ведь
все так и получилось. Первыми, кто пришел в школы, были выпускницы регентского
отделения Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии. Пришли именно
потому, что на регентском отделении не только изучали музыкальные дисциплины,
но и получили достаточно хорошую богословскую подготовку. Думаю, и сейчас наши
регенты должны быть способны, помимо своей профессиональной деятельности, также
быть вероучителями, наставниками, катехизаторами, проповедниками, ведь очень
часто именно с вами, мирянами, встречаются те, кто приходит в наши храмы и
нуждается в первичной катехизации.
Отношение к певчим со стороны настоятелей
должно исходить из понимания важности этой формы служения. Достойная заработная
плата, уважение к труду людей, потративших многие годы для получения
музыкального образования, – вот основные принципы, которые необходимо полагать
в основу отношения к певчим и регентам на приходе. Конечно, в разных храмах –
разные возможности, в том числе материальные, но в крупных многоштатных
городских приходах, где богослужения совершаются ежедневно, финансовая
поддержка хора должна быть нормой.
Другое дело – небольшие сельские приходы,
которые не могут позволить себе содержать регента и певчих. Но здесь правящим
архиереям вместе с настоятелями следует озаботиться привлечением хотя бы
одного-двух певчих, имеющих соответствующее образование и навыки, с тем чтобы
церковное пение поддерживалось на достойном уровне. Даже на слабом приходе
нужен как минимум один и как максимум три человека, которые могли бы профессионально
петь на клиросе. Тогда и самый слабый хор станет со временем достаточно благозвучным
и будет вносить достойный вклад в совершение богослужения…
Только тогда можно говорить о возможности
развития певческой традиции и института регентства, когда отношение к регенту
будет как к полноценному церковнослужителю, а не как к наемному работнику. Ведь
это наш собрат или наша сестра, который вместе со священником несет важнейшее
служение и без которого практически невозможно совершение Литургии так, чтобы
эта служба открывала сердца людей.