Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Прощеное воскресенье после Литургии в храме священномученика Ермогена в Крылатском, г. Москва, 13 марта 2016 г.
… Мы в этот день вспоминаем изгнание первых людей из рая. Вообще все, что связано с первыми страницами Библии, овеяно некой тайной, и святые отцы учили, что не следует буквально воспринимать каждое слово, потому что смысл этих писаний превосходит то, что написано. В святоотеческой традиции существуют замечательные толкования на Книгу Бытия, читая которые, поражаешься глубине мысли и способности человеческого разума проникать в сокровенные тайны Божественного Откровения.
Становится ясным, что изгнание из рая есть некое таинственное действие, которое действительно имело место. Но смысл не только в том, что люди, ослушавшиеся Бога, были изгнаны из Божественного сада, именуемого раем. Смысл события очень значителен и имеет отношение к нашей с вами жизни. Господь удалил людей от общения с Собой. Изгнание – это и есть видимый образ отторжения. А отторгается одно от другого тогда, когда нет взаимного притяжения. Мы знаем, как распадаются браки, как распадаются человеческие общности и коллективы, различного рода организации. Как только у людей исчезает доверие, как только они начинают говорить на разных языках, как только они начинают преследовать разные цели, они теряют способность сохранять единство и даже солидарность, которая нередко возникает из необходимости объединения людей во имя практических целей. Даже этого не получается – разномыслие разделяет.
…Было и еще нечто очень важное. Равновесие, которое обеспечивала Божественная благодать, могло существовать только в условиях принятия людьми правил и законов. А Бог дал людям только один закон: быть послушными Ему. Но они этот закон нарушили, и гармония разрушилась: возникла некая сила, которая разъединила и разорвала все эти гармоничные связи.
Для того чтобы нам, современным людям, стало понятнее, о чем речь, можно провести параллели с нашей современной жизнью. Если люди нарушают светские законы, становясь социально опасными, если противоречия с обществом достигают такого напряжения, что могут разрешиться страшным кровопролитным конфликтом, то общество отделяет от себя таких людей. Их содержат в тюрьмах и исправительных учреждениях, они не могут жить с другими людьми, потому что не принимают и не исполняют законов, обеспечивающих, в том числе, общежитие тех, у кого разные жизненные цели, разные устремления, разные взгляды на окружающий мир.
А ведь нечто подобное произошло и тогда. Люди нарушили Божественный закон и были изолированы от Бога. И, как и в случае с обычными преступниками, дело было не столько в принудительной изоляции людей, а в их свободном выборе – исполнять или не исполнять закон. Не грозный Бог изгнал несчастных, а сами они отделили себя от Бога, не желая жить в Его мире, потому что Его мир был основан на Его законе.
Но Господь не оставил Свое творение, и оставить не мог, потому что творение Божие есть нечто совершенно особое для Самого Бога, и человек как вершина этого творения тоже есть нечто особое для Бога. Невзирая на изгнание из Божиего мира, именуемого раем, Бог не пресекает Своих отношений с людьми. Мы знаем, как в Ветхом Завете Он говорит с пророками, как Он встречается с Авраамом, как Он вдохновляет Моисея, как Он дает людям 10 заповедей. Казалось бы, всё кончено: люди изгнаны, они в тюрьме, они изолированы от Божиего мира. Но Бог все время идет им навстречу.
…Библейский рассказ о грехопадении и его последствиях сопровождается одним очень важным обетованием, которое Бог дал людям. Он их наказывает и одновременно говорит, что Семя жены, то есть Некто родившийся от женщины, сотрет главу змия, уничтожит источник зла, освободит людей от непреложной и непререкаемой зависимости от зла. Именно поэтому древние иудеи так ждали этого момента, когда явится Мессия, потому что с Ним связывали освобождение человека.
И Мессия пришел – Господь Иисус Христос. Он приносит Себя в жертву, Он искупает вину первых людей и всего человечества, Он разрушает стену между Богом и человеком, и вновь поток Божественной благодати входит в человеческую жизнь. Что же это означает на практике? Люди стали лучше? Они стали меньше грешить? Вовсе нет! Думаю, современный человек грешит даже больше, чем те, кто жил в древности.
Но есть отличие нынешнего бытия от того, дохристианского. Силой благодати Божией мы способны освобождаться от власти греха, приносить покаяние, получать прощение, и вновь и вновь, до бесконечности, обретать дар Божественной благодати, которым только и спасаемся. И потому в нашей жизни есть и изгнание из рая, – всякий раз, когда согрешаем, когда отворачиваемся от Бога, – и возвращение в рай, когда мы преодолеваем свой грех и благодатью Божией соединяемся с Творцом и Промыслителем мира. Это движение человеческой жизни, взлеты и падения, есть драма нашего человеческого бытия. И в этой драме постоянно присутствует огромной силы духовное напряжение и возможность обретать Божий рай – и здесь, на земле, в наших сердцах, и в вечности.
…Таков смысл сегодняшнего дня. И да помогут нам эти замечательные библейские повествования и слова Евангельские, которые мы сегодня слышали, со всем вниманием отнестись к предстоящим дням Святой Четыредесятницы, помня, что каждый пост дает нам шанс стать другими и приблизиться к Богу, чтобы унаследовать Его Божественное Царство. Всех вас сердечно поздравляю с праздником!
… Мы в этот день вспоминаем изгнание первых людей из рая. Вообще все, что связано с первыми страницами Библии, овеяно некой тайной, и святые отцы учили, что не следует буквально воспринимать каждое слово, потому что смысл этих писаний превосходит то, что написано. В святоотеческой традиции существуют замечательные толкования на Книгу Бытия, читая которые, поражаешься глубине мысли и способности человеческого разума проникать в сокровенные тайны Божественного Откровения.
Становится ясным, что изгнание из рая есть некое таинственное действие, которое действительно имело место. Но смысл не только в том, что люди, ослушавшиеся Бога, были изгнаны из Божественного сада, именуемого раем. Смысл события очень значителен и имеет отношение к нашей с вами жизни. Господь удалил людей от общения с Собой. Изгнание – это и есть видимый образ отторжения. А отторгается одно от другого тогда, когда нет взаимного притяжения. Мы знаем, как распадаются браки, как распадаются человеческие общности и коллективы, различного рода организации. Как только у людей исчезает доверие, как только они начинают говорить на разных языках, как только они начинают преследовать разные цели, они теряют способность сохранять единство и даже солидарность, которая нередко возникает из необходимости объединения людей во имя практических целей. Даже этого не получается – разномыслие разделяет.
…Было и еще нечто очень важное. Равновесие, которое обеспечивала Божественная благодать, могло существовать только в условиях принятия людьми правил и законов. А Бог дал людям только один закон: быть послушными Ему. Но они этот закон нарушили, и гармония разрушилась: возникла некая сила, которая разъединила и разорвала все эти гармоничные связи.
Для того чтобы нам, современным людям, стало понятнее, о чем речь, можно провести параллели с нашей современной жизнью. Если люди нарушают светские законы, становясь социально опасными, если противоречия с обществом достигают такого напряжения, что могут разрешиться страшным кровопролитным конфликтом, то общество отделяет от себя таких людей. Их содержат в тюрьмах и исправительных учреждениях, они не могут жить с другими людьми, потому что не принимают и не исполняют законов, обеспечивающих, в том числе, общежитие тех, у кого разные жизненные цели, разные устремления, разные взгляды на окружающий мир.
А ведь нечто подобное произошло и тогда. Люди нарушили Божественный закон и были изолированы от Бога. И, как и в случае с обычными преступниками, дело было не столько в принудительной изоляции людей, а в их свободном выборе – исполнять или не исполнять закон. Не грозный Бог изгнал несчастных, а сами они отделили себя от Бога, не желая жить в Его мире, потому что Его мир был основан на Его законе.
Но Господь не оставил Свое творение, и оставить не мог, потому что творение Божие есть нечто совершенно особое для Самого Бога, и человек как вершина этого творения тоже есть нечто особое для Бога. Невзирая на изгнание из Божиего мира, именуемого раем, Бог не пресекает Своих отношений с людьми. Мы знаем, как в Ветхом Завете Он говорит с пророками, как Он встречается с Авраамом, как Он вдохновляет Моисея, как Он дает людям 10 заповедей. Казалось бы, всё кончено: люди изгнаны, они в тюрьме, они изолированы от Божиего мира. Но Бог все время идет им навстречу.
…Библейский рассказ о грехопадении и его последствиях сопровождается одним очень важным обетованием, которое Бог дал людям. Он их наказывает и одновременно говорит, что Семя жены, то есть Некто родившийся от женщины, сотрет главу змия, уничтожит источник зла, освободит людей от непреложной и непререкаемой зависимости от зла. Именно поэтому древние иудеи так ждали этого момента, когда явится Мессия, потому что с Ним связывали освобождение человека.
И Мессия пришел – Господь Иисус Христос. Он приносит Себя в жертву, Он искупает вину первых людей и всего человечества, Он разрушает стену между Богом и человеком, и вновь поток Божественной благодати входит в человеческую жизнь. Что же это означает на практике? Люди стали лучше? Они стали меньше грешить? Вовсе нет! Думаю, современный человек грешит даже больше, чем те, кто жил в древности.
Но есть отличие нынешнего бытия от того, дохристианского. Силой благодати Божией мы способны освобождаться от власти греха, приносить покаяние, получать прощение, и вновь и вновь, до бесконечности, обретать дар Божественной благодати, которым только и спасаемся. И потому в нашей жизни есть и изгнание из рая, – всякий раз, когда согрешаем, когда отворачиваемся от Бога, – и возвращение в рай, когда мы преодолеваем свой грех и благодатью Божией соединяемся с Творцом и Промыслителем мира. Это движение человеческой жизни, взлеты и падения, есть драма нашего человеческого бытия. И в этой драме постоянно присутствует огромной силы духовное напряжение и возможность обретать Божий рай – и здесь, на земле, в наших сердцах, и в вечности.
…Таков смысл сегодняшнего дня. И да помогут нам эти замечательные библейские повествования и слова Евангельские, которые мы сегодня слышали, со всем вниманием отнестись к предстоящим дням Святой Четыредесятницы, помня, что каждый пост дает нам шанс стать другими и приблизиться к Богу, чтобы унаследовать Его Божественное Царство. Всех вас сердечно поздравляю с праздником!