Слово Святейшего Патриарха Кирилла по окончании Литургии в храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине в Неделю о Фоме 27 апреля 2014 года
Сегодняшний воскресный день – особенный, первый после Пасхи. Именно в этот день мы говорим, может быть, о самом главном, что превращает жизнь человека, обычную жизнь, в непреходящую ценность в глазах Божиих и в собственных глазах человека.
Известное повествование об уверении Фомы, того самого апостола Фомы, который не поверил, когда ему говорили ученики, что явился воскресший Христос, несет в себе очень много смыслов.
И завершается евангельский отрывок, который мы сегодня слышали, замечательными словами о том, что всякий, кто верует, что Иисус есть Христос и Сын Божий, будет иметь жизнь в Нем. То есть через веру в Господа Иисуса Христа, через веру в Бога человек обретает возможность жить в Боге, то есть жить вечно. Он обретает возможность через общение с Богом быть с Ним навсегда.
Господь не сказал, что для того, чтобы иметь жизнь в Нем, нужно делать какие-то конкретные дела, например, построить или создать что-то, что потрясло бы сознание людей, совершить научные открытия, невероятные прозрения в области мысли, замечательные произведения искусства. Он не сказал о том, что для того, чтобы иметь жизнь в Нем, нужно иметь человеческую власть и использовать ее во благо. Он не сказал, что для того, чтобы иметь жизнь в Нем, нужно быть могущественным человеком, сильным, богатым, преуспевающим. Он сказал только одно – что тот, кто верит, что Иисус есть Христос, то есть Спаситель, и Сын Божий, тот будет иметь жизнь во Христе, в Боге. Значит, вера является той самой силой, которая способна нас ввести в вечность, и никакой другой силы, никакой другой добродетели, никакого иного гуманистического измерения жизни недостаточно для того, чтобы обрести вечность в Боге, только вера имеет значение.
…Верить всегда непросто. Как замечательно сказал об этом Василий Великий: всякое слово Божие – это истина, исполненная силой, хотя природа нередко уверяет нас в обратном. Потому вера – есть великий подвиг.Эти слова Василия Великого, который был чрезвычайно просвещенным, ученым человеком, прекрасно знавшим античную философию, бывшим на высоте тогдашней этичной мысли, так ясно формулируют, что означает верить.
…Вера есть некая особая сила, присущая человеку. Это сила ума, сила воли, сила чувств. Вера вбирает в себя все потенции человеческой личности, все то, на что способен человек. Потому что увидеть то, что лежит вне человеческого опыта, прозреть то, что прозреть невозможно в личной жизни, можно лишь при огромном внутреннем напряжении, концентрации сил, ибо это великий подвиг, говорит Василий Великий.
Почему же Господу было угодно, чтобы именно вера определяла спасение человека, чтобы от веры зависело его спасение? Да именно потому, что вера – такое состояние человека, которое требует отдачи всех сил. Каждый, кто сильно молился хотя бы один раз в жизни, например, перед страхом смерти, или вымаливая жизнь для несчастных, безнадежно больных близких родственников, своих родителей и детей, знает, что означает подвиг истинной молитвы. Христос, молившийся в Гефсимании, проливал кровавый пот. Можно себе представить, как напряжены были Его человеческие силы, когда он молился с такой отдачей!
…Сколько существует мир, столько существует вера, и столько же существует неверие. И у неверия очень понятные объяснения. Предельно ясно, почему человек не верит. Если он опирается только на знания и на опыт, то всё, что превышает его знания и опыт, он отрицает… Воскресение лежало вне опыта Фомы и он не поверил. Может быть, не поверили бы и другие апостолы, кстати, если бы они тоже отсутствовали. Неизвестно, как и кто из них повел бы себя в этой ситуации, уж столь неожиданной, столь поразительной была весть о том, что воскресший Христос пришел к апостолам.
…То, что происходит в мире, то, что является производным от человеческого образования, ума, организации, вложения финансов, никак не может повлиять на мировоззренческий выбор человека, если только это настоящий выбор, если человек не плывет просто в общем потоке, по воле волн. Но если он сознательно прокладывает свой жизненный путь, всё это никак не может повлиять на его веру или даже на его безверие.
Мы должны помнить, что вера там, где внутреннее напряжение, концентрация, где есть мысль и где начинается реальный опыт соприкосновения человека с иным миром. Этот опыт бывает разным. У Фомы это был опыт физического соприкосновения с воскресшим Телом Спасителя. У большинства людей нет такого опыта, но есть опыт молитвы. Это самый сильный опыт, когда в ответ на нашу просьбу Бог нам посылает то, о чем мы Его просим.
Невероятно сильный опыт заложен во всей человеческой жизни. Если внимательно посмотреть на то, как тот или иной человек жил, что происходило в его детстве, в юности, в зрелые годы, то каждый может увидеть на себе руку Божию не только в достижениях и победах, но в поражениях и страданиях. Только нужно научиться взирать на свою собственную жизнь с высоты птичьего полета, постараться видеть причинно-следственные связи, приведшие к тем или иным событиям. И тогда откроется нам рука Божия и в нашей жизни, как открывается она в истории народов и, для нас с вами, в истории нашего многострадального Отечества.
Нужно, действительно, почти ничего не понимать и не видеть, чтобы отрицать, что рука Божия, несомненно, с нашим народом. Она проводила его через радости, через скорби, через трагедии, через очистительную силу страданий для того, чтобы в XXI веке этот народ, наш народ, народ святой Руси, являл всему миру пример духовного возрождения и сильной веры, на которую никак не влияют продукты современной цивилизации.
Дай Бог, чтобы благодать Божия, которая является нам в нашей жизни, укрепляла нас, в том числе, и на путях богопознания, укрепляла нашу веру, а через веру – давала надежду на жизнь вечную во Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь.
Сегодняшний воскресный день – особенный, первый после Пасхи. Именно в этот день мы говорим, может быть, о самом главном, что превращает жизнь человека, обычную жизнь, в непреходящую ценность в глазах Божиих и в собственных глазах человека.
Известное повествование об уверении Фомы, того самого апостола Фомы, который не поверил, когда ему говорили ученики, что явился воскресший Христос, несет в себе очень много смыслов.
И завершается евангельский отрывок, который мы сегодня слышали, замечательными словами о том, что всякий, кто верует, что Иисус есть Христос и Сын Божий, будет иметь жизнь в Нем. То есть через веру в Господа Иисуса Христа, через веру в Бога человек обретает возможность жить в Боге, то есть жить вечно. Он обретает возможность через общение с Богом быть с Ним навсегда.
Господь не сказал, что для того, чтобы иметь жизнь в Нем, нужно делать какие-то конкретные дела, например, построить или создать что-то, что потрясло бы сознание людей, совершить научные открытия, невероятные прозрения в области мысли, замечательные произведения искусства. Он не сказал о том, что для того, чтобы иметь жизнь в Нем, нужно иметь человеческую власть и использовать ее во благо. Он не сказал, что для того, чтобы иметь жизнь в Нем, нужно быть могущественным человеком, сильным, богатым, преуспевающим. Он сказал только одно – что тот, кто верит, что Иисус есть Христос, то есть Спаситель, и Сын Божий, тот будет иметь жизнь во Христе, в Боге. Значит, вера является той самой силой, которая способна нас ввести в вечность, и никакой другой силы, никакой другой добродетели, никакого иного гуманистического измерения жизни недостаточно для того, чтобы обрести вечность в Боге, только вера имеет значение.
…Верить всегда непросто. Как замечательно сказал об этом Василий Великий: всякое слово Божие – это истина, исполненная силой, хотя природа нередко уверяет нас в обратном. Потому вера – есть великий подвиг.Эти слова Василия Великого, который был чрезвычайно просвещенным, ученым человеком, прекрасно знавшим античную философию, бывшим на высоте тогдашней этичной мысли, так ясно формулируют, что означает верить.
…Вера есть некая особая сила, присущая человеку. Это сила ума, сила воли, сила чувств. Вера вбирает в себя все потенции человеческой личности, все то, на что способен человек. Потому что увидеть то, что лежит вне человеческого опыта, прозреть то, что прозреть невозможно в личной жизни, можно лишь при огромном внутреннем напряжении, концентрации сил, ибо это великий подвиг, говорит Василий Великий.
Почему же Господу было угодно, чтобы именно вера определяла спасение человека, чтобы от веры зависело его спасение? Да именно потому, что вера – такое состояние человека, которое требует отдачи всех сил. Каждый, кто сильно молился хотя бы один раз в жизни, например, перед страхом смерти, или вымаливая жизнь для несчастных, безнадежно больных близких родственников, своих родителей и детей, знает, что означает подвиг истинной молитвы. Христос, молившийся в Гефсимании, проливал кровавый пот. Можно себе представить, как напряжены были Его человеческие силы, когда он молился с такой отдачей!
…Сколько существует мир, столько существует вера, и столько же существует неверие. И у неверия очень понятные объяснения. Предельно ясно, почему человек не верит. Если он опирается только на знания и на опыт, то всё, что превышает его знания и опыт, он отрицает… Воскресение лежало вне опыта Фомы и он не поверил. Может быть, не поверили бы и другие апостолы, кстати, если бы они тоже отсутствовали. Неизвестно, как и кто из них повел бы себя в этой ситуации, уж столь неожиданной, столь поразительной была весть о том, что воскресший Христос пришел к апостолам.
…То, что происходит в мире, то, что является производным от человеческого образования, ума, организации, вложения финансов, никак не может повлиять на мировоззренческий выбор человека, если только это настоящий выбор, если человек не плывет просто в общем потоке, по воле волн. Но если он сознательно прокладывает свой жизненный путь, всё это никак не может повлиять на его веру или даже на его безверие.
Мы должны помнить, что вера там, где внутреннее напряжение, концентрация, где есть мысль и где начинается реальный опыт соприкосновения человека с иным миром. Этот опыт бывает разным. У Фомы это был опыт физического соприкосновения с воскресшим Телом Спасителя. У большинства людей нет такого опыта, но есть опыт молитвы. Это самый сильный опыт, когда в ответ на нашу просьбу Бог нам посылает то, о чем мы Его просим.
Невероятно сильный опыт заложен во всей человеческой жизни. Если внимательно посмотреть на то, как тот или иной человек жил, что происходило в его детстве, в юности, в зрелые годы, то каждый может увидеть на себе руку Божию не только в достижениях и победах, но в поражениях и страданиях. Только нужно научиться взирать на свою собственную жизнь с высоты птичьего полета, постараться видеть причинно-следственные связи, приведшие к тем или иным событиям. И тогда откроется нам рука Божия и в нашей жизни, как открывается она в истории народов и, для нас с вами, в истории нашего многострадального Отечества.
Нужно, действительно, почти ничего не понимать и не видеть, чтобы отрицать, что рука Божия, несомненно, с нашим народом. Она проводила его через радости, через скорби, через трагедии, через очистительную силу страданий для того, чтобы в XXI веке этот народ, наш народ, народ святой Руси, являл всему миру пример духовного возрождения и сильной веры, на которую никак не влияют продукты современной цивилизации.
Дай Бог, чтобы благодать Божия, которая является нам в нашей жизни, укрепляла нас, в том числе, и на путях богопознания, укрепляла нашу веру, а через веру – давала надежду на жизнь вечную во Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь.