Ответ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на вопрос телезрителя в выпуске авторской программы «Слово пастыря» 21 апреля 2012 года, в субботу Светлой седмицы.
Христос Воскресе!
Я рад возможности на пасхальной неделе встретиться с вами и ответить на ваши вопросы, некоторые из которых имеют непосредственное отношение к тем пасхальным событиям, которые мы все сегодня переживаем.
«Скажите, пожалуйста, Ваше Святейшество, как объяснить людям, далеким от религии, почему сам факт Воскресения Христова дает нам надежду на всеобщее воскресение? Разве с точки зрения логики это вытекает одно из другого? Или здесь важна только вера, а логика ни при чем?»
Строго говоря, логика, конечно, присутствует. Но любой критический наблюдатель или тот, кто критически читает текст Священного Писания, может сказать: «А меня эта логика не убеждает. Ну, допустим, воскрес Христос – я-то тут при чем? Вознесся Он на небо – я-то тут при чем? Разве после Воскресения Христа были массовые воскресения людей? Если б было так, то мы поняли бы слова Писания, что Он первенец из умерших. А в нашем опыте нет воскресения».
Что происходит с человеком после смерти? Он умирает, но мы все верим в бессмертие души. Так, может быть, этого и достаточно? Может быть, это и есть воскресение? Умер человек, тело его разложилось, распалось, а дух жив. Что еще надо? (Правда, многие люди, скептически относящиеся к вере и к христианству, отрицают и бессмертие души. Но это уже другая тема, и о ней, может быть, поговорим как-нибудь в другое время.) Если после смерти дух живет, так это же и есть воскресение? О каком еще воскресении может идти речь? И какое отношение к этой постановке вопроса имеет факт Воскресения Спасителя?
Христос воскрес и явился Своим ученикам. Явился в теле – Он вкушал с ними пищу, Он с ними общался, Он учил их тайнам Царствия Небесного. Когда ученики думали, что это дух, Он сказал: «дух плоти и кости не имеет, а вы возьмите Мою руку, осяжите язвы от гвоздей и будьте не неверны, но верны» . Значит, речь шла о том, что Христос явился миру в Своем теле. Произошло реальное воскресение – воскресение физического тела.
А что же это было за тело? С одной стороны, Он вкушал пищу, Его можно было потрогать, осязать Его раны. Но, с другой стороны, Он становился невидимым, Он проходил через стены, Он был вне пространства – Он мог быть в Галилее и в Иерусалиме. Это было, конечно, другое тело.
Когда произошло Вознесение, апостолы, пораженные этим событием, стояли на Елеонской горе и смотрели, смотрели в небо. И явились им мужи ангелы, которые сказали: «Что вы здесь стоите и смотрите?». В одной этой фразе содержится очень многое. Такой слегка ироничный вопрос: «Что вы стоите и смотрите? Иисус, вознесшийся от вас на небо, таким же образом явится вам». И этих слов было достаточно для того, чтобы апостолы с радостью пошли в Иерусалим, славя Бога и вступая на путь великой проповеди свидетельства Воскресения.
Какое же отношение имеет Воскресение Спасителя к нам? Да прямое. Как говорит апостол Павел, Он первенец из умерших. Он явил нам новое небо и новую землю , новую природу в Своей воскресшей личности. И мы должны помнить, что воскресение – это не просто жизнь нашего духа после смерти. Воскресение – это новое небо и новая земля, это снова жизнь в теле. Господь Иисус Христос явил нам эту реальность, и мы знаем, что каждый из нас через воскресение входит в нее, потому что эта реальность выше всяких сомнений, выше всякой иронии, выше всякого отрицания – новое небо и новая земля и новое тело…
Вера в воскресение человека, с душою и телом, открывает захватывающую перспективу. Ведь никто не может понять, что такое рай и что такое ад – для большинства людей это вообще темна вода во облацех, или мы, как это свойственно человеку, какие-то собственные представления переносим на реальность, с которой не имеем никакого опытного контакта. Мы не знаем, что это такое. Но факт Воскресения Христа во плоти дает нам параметры этого нового неба и новой земли. Это не абсолютно духовная инстанция – это некая в том числе материальная инстанция, это новая жизнь, у которой не будет конца. Но мы-то в этом новом теле будем теми же самыми! Наш дух – это как некая субстанция, соединяющая земную жизнь, наше земное «я» с тем будущим «я». Не другой человек – тот же самый человек.
В этом тайна бытия, которая не открыта нам в полной мере. Мы можем судить об этом гадательно, как говорит апостол Павел . Но Воскресение Спасителя дает нам уже не гадательную, а реальную картину – реальную картину будущей жизни, где каждый человек продолжит развивать свои способности, возможности. Он будет творить, будет жить, будет иметь любовь в сердце и радость, потому что рядом с ним будет источник любви и радости – Сам Бог.
Вот почему апостолы с радостью пошли в Иерусалим, воспевая и хваля Бога. Вот почему с таким мужеством они вступили на путь проповеди – потому что перспектива этой вечной жизни с Богом в воскресшем теле изгоняла всякий страх перед любой опасностью. И ведь все они, кроме Иоанна Богослова, принесли себя в жертву Богу через мученическую кончину.
И каким напряженным в первые столетия христианства было это ожидание скорого пришествия Спасителя! Ведь люди думали, что все это должно произойти вот-вот. Сегодня мы понимаем: что означает для Бога время? Один день как тысяча лет и тысяча лет как один день (см. 2 Пет. 3:8). Мы все живем в этой эсхатологической перспективе. Поэтому и Пасха Христова есть эсхатологический праздник – она открывает нам славу Божию и славу вечной жизни через Воскресение Иисуса Христа, Сына Божиего и Сына Человеческого.