Слово Предстоятеля Русской Церкви на церемонии вручения Патриаршей литературной премии имени свв. Кирилла и Мефодия 26 мая 2011 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя.
Сегодня мы собрались для того, чтобы стать участниками и свидетелями важного события в церковной и общественной жизни: члены Палаты попечителей Патриаршей литературной премии должны прямо здесь, при нас, избрать того писателя, который и станет первым лауреатом. Но прежде чем начнется эта торжественная церемония, мне хотелось бы сказать несколько слов о том, почему Русская Православная Церковь выступила с инициативой учреждения этой премии.
Любая премия в области искусства призвана задать в общественном сознании определенную систему координат, в рамках которой оценивается то или иное художественное произведение. За основной критерий при выборе номинантов на данную награду был принят их писательский вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни человека.
В современных условиях, когда мировая цивилизация переживает глубокий духовный кризис, вызванный размыванием границ между добром и злом и, как следствие, разрушением традиционных моральных ориентиров, особенно важно свидетельствовать миру о непреходящих нравственных ценностях. Это свидетельство необходимо нести в буквальном смысле слова словом и делом, твердо отстаивая свои мировоззренческие принципы и подавая личный пример в поступках. «Слова учат – примеры влекут», как говорит народная мудрость.
Убедительное и меткое слово побуждает человека к действиям. Именно поэтому столь высока мера ответственности за духовное и нравственное состояние наших современников тех, кто сделал словесное творчество делом своей жизни. Учрежденная Патриаршая литературная премия призвана поощрять начинания писателей, которые стремятся в своих произведениях доносить до сознания людей важность следования высоким нравственным идеалам.
Одной из отличительных особенностей русской классической литературы является ее ориентированность по большей части на осмысление вечных проблем. Писатели ставили перед аудиторией различные общественно-нравственные вопросы, ставили так, как сейчас мало кто умеет ставить – не морализируя, не давая готовых ответов, которые претендовали бы на истину в последней инстанции, но призывая читателя задуматься и с вместе автором решать предлагаемые житейские головоломки. Выражаясь словами покойного академика Д.С. Лихачева, русская классическая литература – это диалог с народом, обращение к совести читателя.
Этим огромным творческим потенциалом наша словесность обязана в первую очередь – и нужно ясно и прямо об этом сказать – православной вере, православной традиции, ставшей камнем основания русской культуры, ее прочным духовным стержнем. Православие стало мощным импульсом для культурного развития нашего народа на века, во многом определившим его сознание и систему ценностей. В советскую эпоху при практически полном запрете на приобщение к церковной традиции именно через русскую классическую литературу, аккумулировавшую в себе христианские ценности, народ имел возможность познавать свои исторические духовные корни. Сегодня для многих из нас стало очевидным: уникальная русская цивилизация уже в ХХ веке могла прекратить свое существование, если бы у нее не было созданных национальным гением сокровищ литературы, да и вообще культуры, предыдущих эпох.
Современная литература выросла, без сомнения, на основе классической русской литературы. Важно только, по совету уже упомянутого академика Лихачева, усваивая все лучшее, что нам оставила словесность золотого века русской культуры, не пропустить, не забыть, не упростить. В этих традициях – все самое ценное.
Российская словесность сегодня пытается самоорганизовываться разными способами. Так, в качестве центров литературных школ и направлений выступают некие издательства, как правило, небольшие и не очень богатые. Однако сегодня таким издательствам очень сложно, практически невозможно конкурировать с огромными фабриками книг, где, к сожалению, в большинстве случаев к художественным произведениям подходят исключительно как к товару. И в этой ситуации особое значение приобретают литературные премии, которые являются своего рода фокусами притяжения, объединяющими вокруг себя писательские сообщества.
Мне очень бы хотелось, чтобы учрежденная недавно Патриаршая премия стала одним из авторитетных центров организации современного литературного процесса, чтобы она стала в первую очередь фактором моральной поддержки для тех писателей, которые осознают своею духовное преемство по отношению к традициям классической русской литературы. Святой апостол Павел писал: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12). Но ведь не только слово Божие, но и слово человеческое способно совершить переворот в сознании. Литература – источник, от которого человек питается духовно и интеллектуально. Будем помнить о том, что именно книга, книжная культура во многом формирует духовное и нравственное состояние общества.
Русские поэты и писатели всегда осознавали свое служение как пророческое. «Поэт в России больше чем поэт» – эта поэтическая строка стала крылатой фразой. Русская литература и дальше должна возгревать тот пророческий дар, которым с избытком обладали ее лучшие представители.
Верю, что в XXI веке произойдет, наконец, возвращение нашей литературы к подлинным духовно-нравственным истокам русской культуры, берущей начало в апостольских трудах Кирилла и Мефодия. Мы надеемся и мы молимся, чтобы было так. Но это возвращение станет возможным только в том случае, если общество осознает, что и Церковь, и литература призваны делать одно общее дело – свидетельствовать миру о вечном, возвышать ум и душу человека, приобщать к мудрости и опыту предшествующих поколений. Очевидно, степень причастности к этому делу и должна стать основным критерием при избрании лауреата Литературной премии.