Из проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла после утрени в Никольском храме г. Калининграда 14 июня 2025 года.
…Когда ко мне обратились с просьбой возглавить зарождающуюся Церковь в Калининграде, – а я в то время был смоленским иерархом, – то первое, что мне пришло в голову: а верующие-то там есть? Казалось, что это безбожный край. Но в первых же прихожанах я увидел не просто веру, а горячую веру, которая не истреблялась в течение долгих десятилетий. Они надеялись, они знали и, может быть, даже духом прозревали, что наступит время, когда и в этом отдаленном от Руси православном крае будет открыт православный храм. Так оно и случилось. И еще раз хочу сказать: вспоминаю тех людей, которые вроде и не были православными, но очень помогали в открытии храма…
В результате этот храм был возвращен Церкви. Точнее сказать, передан, потому что изначально он не был православным – это была лютеранская Юдиттен-кирха на окраине Калининграда, находившаяся в тяжелейшем техническом состоянии. Главный государственный руководитель области, без всяких симпатий относившийся к православным, с усмешкой говорил: «Ну вот, сорок лет они просили открыть храм – теперь сорок лет будут его восстанавливать». А получилось так, что восстановили чуть ли не за год, если не быстрее.
Вспоминаю, как люди шли сюда, к этому месту, чтобы помочь кто чем мог – и деньгами, и своим трудом, и своими молитвами. В общем, этот храм стал святым местом еще до того, как стал действующим, – такая концентрация духовной жизни, силы, надежды, веры была связана с этими стенами…Вот и убеждаешься, как Господь Промыслом Своим всё управляет ко благу. Все неправильные действия, направленные на уничтожение всякой религиозной жизни на Калининградской земле, на создание здесь как бы духовной пустыни, в конце концов были преодолены силой Божией и свершением дел, проистекавших от глубоко верующих людей, которые верили в силу Божию, которые не могли жить без храма, которые последнее были готовы отдать для того, чтобы православный храм возник на этой земле.
…Помню, как сюда приходили и молодые, и пожилые, и совсем старенькие люди. Каждый помогал чем мог. Это был просто человеческий муравейник, героическая стройка, когда народ ходил туда-сюда с тачками, с носилками, с ведрами. Наблюдая все это, я радовался. Я видел, как еще не построенный храм уже произвел огромную перемену в человеческих сердцах, укрепил веру жителей этого края, который предназначался безбожной властью к тому, чтобы стать первым атеистическим регионом Советского Союза. Ничего не получилось! И неслучайно я именно сегодня вспоминаю с особенным чувством эти события, ведь они имеют прямое отношение к нам. В том смысле, что мы имеем возможность следовать примеру подвига тех, кто этот храм вернул к жизни.
Читая жития святых, мы нередко удивляемся и духовно восторгаемся опытом святых угодников далекого прошлого. Но и простые, неканонизированные люди, включая тех, кто стоит сегодня в этом храме, совершили историческое деяние, которое, несомненно, послужит спасению их душ и, надеюсь, уже сейчас служит укреплению веры в Янтарном крае России. А жители Калининграда, которые узнают о том, как созидался здесь храм, с особым чувством должны посещать эти святые места и молиться в этих стенах, потому что это действительно памятник глубокой веры нашего народа, нашего старшего поколения.
Дай Бог, чтобы эту веру мы передавали детям и внукам, чтобы она никогда не ослабевала. Многим из нас порой кажется, что силы безбожия настолько влияют на сознание современных людей во всем мире, что существует угроза ослабления веры и в нашем народе. Такие мысли невольно приходят в голову, когда видишь буйство безбожия, особенно за пределами нашей страны, но тогда надо вспоминать жития святых, подвиги святых людей, а в данном случае – подвиги простых прихожан этого святого храма, руками которых было совершено Божие чудо. А именно воссоздан первый на Калининградской земле православный храм – в то время, когда храмы Церкви еще не передавались и не было еще массового возрождения веры в нашем народе.
Мы – соучастники, по крайней мере мысленно, духовно, молитвенно, в том добром и важном деле, который совершили потрудившиеся для воссоздания этого святого храма. И когда мне предложили возглавить церковную жизнь в Калининграде, я согласился без промедления и никогда не сожалел об этом. Приезды в Калининград и встречи с вами, мои дорогие, или, по крайней мере, с вашими родителями, всегда оставляли очень глубокое и сильное чувство. Я видел людей, настолько преданных вере, что их вера совершала чудеса, и в этом регионе, полностью лишенном, по крайней мере внешне, всякой православной религиозности, стала развиваться церковная жизнь.
Сегодня православные калининградцы наполняют храмы, молятся, являя собой следующее поколение тех, кто начинал воссоздавать этот святой храм. Будем помнить о тех, кого уже с нами нет, но кто потрудился здесь, и молиться об упокоении их душ. И будем также с благодарением Богу взирать на то, что сейчас происходит. Ведь не умаляется ничто из того, что было тогда заложено, – наоборот, развиваются все стороны церковной жизни. И я особенно хотел бы подчеркнуть важность образовательной работы, работы с молодежью, с детьми. А всё это существует сегодня на Калининградской земле так, как могут только мечтать верующие люди и за рубежами нашего Отечества, и во многих других регионах России.
Будем просить Господа, чтобы он никогда не отстранял Свою руку от этой земли, чтобы сила Божия укрепляла наши немощные силы, чтобы дети и внуки тех, кто восстанавливал этот храм, оставались православными, несмотря ни на какие соблазны, или становились православными, если по какой-то причине, невзирая на подвиг своих родителей, они сегодня еще не среди нас.