Страна была на волосок от гибели

Проповедь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла после Божественной литургии в праздник Всех святых, в земле Русской просиявших, День памяти и скорби, в храме священномученика Власия, епископа Севастийского, в г. Москве 22 июня 2025 года.

Я хотел бы сказать несколько слов о начале Великой Отечественной войны. Страшное событие… Ведь что греха таить – нападению Германии предшествовали годы репрессий, и как много ни в чем не повинных людей были сосланы, погибли в тюрьмах и лагерях! Конечно, все это надрывало душу народную, и враг, несомненно, рассчитывал на то, что народ не сможет объединиться и дать отпор агрессору, – уж слишком много ошибок и даже преступлений совершил правивший в нашей стране режим.

Но вот что удивительно: враг ошибся! Да, в первые годы войны мы действительно уступали во многом – вооружении, численности и уровне подготовки бойцов, стратегическом планировании. И не могли не уступать, потому что враг прошел через всю Европу, присвоил ее экономический и военный потенциал, обрел огромный опыт ведения современной войны, а затем пересек рубежи нашего Отечества с полной уверенностью в скорой победе. Но ничего не получилось!

Когда видишь буйство безбожия…

Из проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла после утрени в Никольском храме г. Калининграда 14 июня 2025 года.

…Когда ко мне обратились с просьбой возглавить зарождающуюся Церковь в Калининграде, – а я в то время был смоленским иерархом, – то первое, что мне пришло в голову: а верующие-то там есть? Казалось, что это безбожный край. Но в первых же прихожанах я увидел не просто веру, а горячую веру, которая не истреблялась в течение долгих десятилетий. Они надеялись, они знали и, может быть, даже духом прозревали, что наступит время, когда и в этом отдаленном от Руси православном крае будет открыт православный храм. Так оно и случилось. И еще раз хочу сказать: вспоминаю тех людей, которые вроде и не были православными, но очень помогали в открытии храма…

В результате этот храм был возвращен Церкви. Точнее сказать, передан, потому что изначально он не был православным – это была лютеранская Юдиттен-кирха на окраине Калининграда, находившаяся в тяжелейшем техническом состоянии. Главный государственный руководитель области, без всяких симпатий относившийся к православным, с усмешкой говорил: «Ну вот, сорок лет они просили открыть храм – теперь сорок лет будут его восстанавливать». А получилось так, что восстановили чуть ли не за год, если не быстрее.