…Все мы проходим непростое испытание тяжелой инфекцией, которая называется пандемией, потому что охватила весь мир. Хорошо известны разного рода эпидемии и в средние века, и в иные эпохи – достаточно вспомнить вспышку чумы в Европе в XIV веке, другие эпидемии, опасные для жителей того или иного региона. Но, конечно, никогда ничего подобного не было – весь мир охвачен инфекцией, и это в момент, когда человеческая цивилизация осознавала себя находящейся на вершине прогресса!
Всё можем, летаем Бог знает куда, расщепили атом, работаем на уровне молекул и атомов, делаем и одно, и второе, и третье, что представлялось бы нашим предшественникам абсолютной фантазией – вершина человеческого господства и силы! И вдруг болезнь, которая изменяет психологию людей, ставит не только медицинские, санитарные, но, думаю, и философские вопросы.
Мы проходим непростым путем, преодолевая вызовы, связанные с пандемией. В тяжелое время борьбы с ранее неизвестной инфекцией особое значение приобрела способность людей объединяться перед лицом опасности и, что вызывает у многих положительную реакцию, бескорыстно помогать друг другу. Страдания больных побудили многих к совершению дел милосердия. Активное развитие получило в этом контексте волонтерское движение, направленное на оказание реальной поддержки и помощи болящим людям.
Тысячи наших братьев и сестер не остались в стороне, став добровольцами. Среди них было и более семи тысяч православных добровольцев, которые приобретали и раздавали продукты, оказывали другую помощь как в России, так и за рубежом… Убежден, что добровольчество не должно оставаться лишь пожарной машиной для экстренных случаев, а призвано превратиться в норму общественной жизни. Добровольцы – это авангард гражданского общества, люди, способные реальным делом показать приверженность нравственным идеалам. Они не столько декларируют свои политические предпочтения, сколько реально занимаются делом, столь необходимым для слабых, больных, нуждающихся.
Наши добровольцы являют лучшие примеры общественной активности. Развивающиеся волонтерские движения вселяют надежду, и считаю это важным индикатором нравственного состояния общества. В последнее время все мы говорили о некоем нравственном кризисе, и, может быть, неслучайно, потому что симптомы этого явления налицо, но испытания, через которые мы сейчас проходим, дают нам новую, более позитивную информацию о нравственном состоянии людей и общества.
…Символично, что на год, когда мы продолжаем преодолевать последствия пандемии, пришлось празднование 800-летия со дня рождения святого Александра. Александр Невский жил, как вы все знаете, в очень непростые времена. Но святой не боялся, а с верой делал все, что было в его силах, защищая родную землю от иноплеменных нашествий и разорения. Призыв благоверного князя всегда действовать по совести обращен и к нам, его потомкам. Вспоминая святого Александра, мы говорим о высоком призвании человека, о героизме, служении людям, крепкой вере и живой связи с Богом. Возможно ли такое сочетание нравственных идеалов сегодня? Есть ли у нас возможность преобразовать окружающий нас мир на основании этих идеалов, в том числе действуя посредством права?
…Большое количество смертельных случаев в результате коронавирусной инфекции в очередной раз заставило нас задуматься о ценности человеческой жизни и о пределах нынешних возможностей по спасению людей в условиях пандемии. Должен сказать о некоторой нравственной ущербности подхода, когда мы скорбим о жертвах болезни, но индифферентно относимся к абортам, которые вовсе не прекратились в пандемию. Хотел бы обратить ваше внимание на данные Всемирной организации здравоохранения: в мире ежегодно совершается 40-50 миллионов абортов, но эта статистика говорит только о проведенных легально операциях по прерыванию беременности.
Налицо и значительная убыль населения России: в прошлом году оно сократилось более чем на полмиллиона человек; и доступные аборты внесли в эту ситуацию свою страшную лепту. Аборт, к сожалению, до сих пор в статусе «бесплатной медицинской помощи» – беру эти слова в кавычки. Мы с этим никогда не согласимся. Не менее безнравственным, конечно, является и создание обстановки безразличия к беременным женщинам, которых нередко принуждают к совершению аборта.
Церковь ценит диалог с государством по данному вопросу и совместные усилия по повышению просвещенности молодежи о психологических и физических последствиях прерывания беременности. Мы понимаем, что одномоментно решить эту проблему, разрубив гордиев узел, довольно непросто, но важно хотя бы наметить четкую стратегию, целью которой был бы полный отказ от государственного финансирования абортов не по медицинским показаниям.
…Мы призываем называть вещи своими именами и не потворствовать злу в рамках медицинских гарантий и государственных страховых программ, существующих на средства налогоплательщиков. Беременность – это не страховой случай и не ошибка природы. Человеку дается Творцом не сравнимая ни с чем возможность быть соучастником чуда зарождения жизни.
Таким образом, важно дальнейшее развитие системы поддержки беременных женщин, каждая из которых должна быть уверена, что она совершает великое дело, даруя новую жизнь.
Хотелось бы поговорить о семейных ценностях. Внесение в Конституцию определения семьи и брака как союза мужчины и женщины утверждает незыблемость этих общественных институтов. Считаю эту поправку одной из важнейших, поскольку до сего дня в своде законов нашей страны отсутствовало даже определение семьи. В нынешнем виде Конституция содержит мощный потенциал для реформы всего корпуса семейного законодательства и утверждения принципов народосбережения. Попытки усовершенствования законодательной базы с учетом этих принципов мы видим уже сейчас, но их необходимо продолжать.
Мы проходим непростым путем, преодолевая вызовы, связанные с пандемией. В тяжелое время борьбы с ранее неизвестной инфекцией особое значение приобрела способность людей объединяться перед лицом опасности и, что вызывает у многих положительную реакцию, бескорыстно помогать друг другу. Страдания больных побудили многих к совершению дел милосердия. Активное развитие получило в этом контексте волонтерское движение, направленное на оказание реальной поддержки и помощи болящим людям.
Тысячи наших братьев и сестер не остались в стороне, став добровольцами. Среди них было и более семи тысяч православных добровольцев, которые приобретали и раздавали продукты, оказывали другую помощь как в России, так и за рубежом… Убежден, что добровольчество не должно оставаться лишь пожарной машиной для экстренных случаев, а призвано превратиться в норму общественной жизни. Добровольцы – это авангард гражданского общества, люди, способные реальным делом показать приверженность нравственным идеалам. Они не столько декларируют свои политические предпочтения, сколько реально занимаются делом, столь необходимым для слабых, больных, нуждающихся.
Наши добровольцы являют лучшие примеры общественной активности. Развивающиеся волонтерские движения вселяют надежду, и считаю это важным индикатором нравственного состояния общества. В последнее время все мы говорили о некоем нравственном кризисе, и, может быть, неслучайно, потому что симптомы этого явления налицо, но испытания, через которые мы сейчас проходим, дают нам новую, более позитивную информацию о нравственном состоянии людей и общества.
…Символично, что на год, когда мы продолжаем преодолевать последствия пандемии, пришлось празднование 800-летия со дня рождения святого Александра. Александр Невский жил, как вы все знаете, в очень непростые времена. Но святой не боялся, а с верой делал все, что было в его силах, защищая родную землю от иноплеменных нашествий и разорения. Призыв благоверного князя всегда действовать по совести обращен и к нам, его потомкам. Вспоминая святого Александра, мы говорим о высоком призвании человека, о героизме, служении людям, крепкой вере и живой связи с Богом. Возможно ли такое сочетание нравственных идеалов сегодня? Есть ли у нас возможность преобразовать окружающий нас мир на основании этих идеалов, в том числе действуя посредством права?
…Большое количество смертельных случаев в результате коронавирусной инфекции в очередной раз заставило нас задуматься о ценности человеческой жизни и о пределах нынешних возможностей по спасению людей в условиях пандемии. Должен сказать о некоторой нравственной ущербности подхода, когда мы скорбим о жертвах болезни, но индифферентно относимся к абортам, которые вовсе не прекратились в пандемию. Хотел бы обратить ваше внимание на данные Всемирной организации здравоохранения: в мире ежегодно совершается 40-50 миллионов абортов, но эта статистика говорит только о проведенных легально операциях по прерыванию беременности.
Налицо и значительная убыль населения России: в прошлом году оно сократилось более чем на полмиллиона человек; и доступные аборты внесли в эту ситуацию свою страшную лепту. Аборт, к сожалению, до сих пор в статусе «бесплатной медицинской помощи» – беру эти слова в кавычки. Мы с этим никогда не согласимся. Не менее безнравственным, конечно, является и создание обстановки безразличия к беременным женщинам, которых нередко принуждают к совершению аборта.
Церковь ценит диалог с государством по данному вопросу и совместные усилия по повышению просвещенности молодежи о психологических и физических последствиях прерывания беременности. Мы понимаем, что одномоментно решить эту проблему, разрубив гордиев узел, довольно непросто, но важно хотя бы наметить четкую стратегию, целью которой был бы полный отказ от государственного финансирования абортов не по медицинским показаниям.
…Мы призываем называть вещи своими именами и не потворствовать злу в рамках медицинских гарантий и государственных страховых программ, существующих на средства налогоплательщиков. Беременность – это не страховой случай и не ошибка природы. Человеку дается Творцом не сравнимая ни с чем возможность быть соучастником чуда зарождения жизни.
Таким образом, важно дальнейшее развитие системы поддержки беременных женщин, каждая из которых должна быть уверена, что она совершает великое дело, даруя новую жизнь.
Хотелось бы поговорить о семейных ценностях. Внесение в Конституцию определения семьи и брака как союза мужчины и женщины утверждает незыблемость этих общественных институтов. Считаю эту поправку одной из важнейших, поскольку до сего дня в своде законов нашей страны отсутствовало даже определение семьи. В нынешнем виде Конституция содержит мощный потенциал для реформы всего корпуса семейного законодательства и утверждения принципов народосбережения. Попытки усовершенствования законодательной базы с учетом этих принципов мы видим уже сейчас, но их необходимо продолжать.