— Считаете ли Вы, что современный информационный идол — Интернет — отнимает у человека духовность?
— Идолов вообще создают люди, причем в
каждую эпоху — своих. Совсем недавно таким идолом было телевидение — может
быть, и остается для многих людей. Люди перестают читать книги и даже газеты, и
весь свой досуг проводят перед экраном телевизора, так что Интернет не является
в этом отношении чем-то уникальным.
А до телевидения огромную роль играли газеты, разного рода политические тексты — да и чего только не было! Попасть в рабство Интернету или нет — а идол есть то, что господствует над человеческим сознанием, — зависит от человека. Точно так же, как сделаться рабом алкоголя или нет, зависит от человека.
А до телевидения огромную роль играли газеты, разного рода политические тексты — да и чего только не было! Попасть в рабство Интернету или нет — а идол есть то, что господствует над человеческим сознанием, — зависит от человека. Точно так же, как сделаться рабом алкоголя или нет, зависит от человека.
В каждую эпоху, в каждое время, в каждом
народе люди сталкиваются с различными вызовами, и задача Церкви заключается в
том, чтобы научить человека быть свободным. Свободным от внешнего давления, а
оно может быть политическим, культурным, информационным. Может быть, главная
миссия христианства в современном мире и заключается в том, чтобы оградить
человека от рабства, — на фоне громогласных заявлениях о свободе как
главной человеческой ценности. Потому что политическая свобода не обеспечивает
подлинной свободы духа.
Можно быть политически свободным, но
закабаленным модой, системой ложных ценностей и идеалов, которые усиленно
насаждаются средствами массовой информации и массовой культурой. А человек,
опирающийся на систему христианских ценностей, способен дать оценку всему, что
происходит вокруг него, причем не следуя той или иной политической или
информационной моде, а оставаясь свободным. Если Церковь справится с этой задачей,
то мы поможем современному человеку остаться свободным, а значит, сохранить надежду
на полноту жизни. Потому что материально богатый, но духовно несвободный человек
не может быть счастливым.
— Как Вы, Ваше Святейшество, относитесь
к экуменизму?
— Экуменизм — это протестантское
понятие, мы его употребляем лишь как технический термин. На самом деле речь
идет о межхристианском сотрудничестве, а если говорить о богословском
сотрудничестве, то оно сегодня очень и очень затруднено, — в первую
очередь тем обстоятельством, что протестантские церкви всегда, на протяжении
всей истории, шли в фарватере светской мысли. Вот и сегодня либеральные
тенденции в протестантском богословии — это результат воздействия на
протестантских богословов, на протестантские церкви светских концепций, в том
числе прав и свобод человека, которые предполагают, в том числе, изменение
отношения к полам, поддержку однополых союзов и так далее.
Поэтому, к сожалению, в богословском плане
у нас сейчас остановка, и я не вижу возможности реального движения вперед в
ближайшие годы. Но не православные в этом виноваты. Мы постоянно говорим нашим
братьям-протестантам: нужно иметь больше свободы, больше духа и способности
говорить «нет» сильным мира сего. Вот православные научились говорить «нет»,
потому что у нас была очень тяжелая история, в том числе в отношениях с
властями. К сожалению, в протестантском мире мы сегодня видим капитуляцию
основных христианских идей перед либеральными философскими подходами к личности.
Что же касается практического
взаимодействия, то, при всех богословских разночтениях, у нас есть, я бы
сказал, хороший опыт совместной работы по разным направлениям. В частности,
сейчас налаживается серьезный диалог по взаимодействию Православных Церквей,
Католической Церкви и протестантских церквей по оказанию гуманитарной помощи в
Сирии. Думаю, факт сотрудничества православных с протестантами и католиками в
гуманитарной сфере является очень положительным, и мы должны его развивать.
Точно так же я думаю, что, поскольку пространство богословского диалога резко
сузилось и мы потеряли перспективу достижения соглашений в области богословия,
остаются другие области, например культурный диалог. Религии всегда играли
важную роль в культуре, и вот сегодня культурный диалог через религиозные
организации, через церкви мог бы содействовать установлению большего
взаимопонимания между людьми. Так что я вижу, что сохраняется пространство для
совместных действий в гуманитарной и культурной сферах.
— Часто Православие обвиняют в
цезарепапизме, в том, что Церковь подчиняется власти. Каковы отношения Русской
Православной Церкви с государством, где место Церкви в государстве?
— …Церковь в России отделена от
государства. Государство никак не вмешивается в церковные дела, а Церковь не
вмешивается в дела государственные. Никогда Патриарх не говорит с главой
государства на тему назначения государственных деятелей, как никогда за все
время моего патриаршества (а я знаю, что и за время патриаршества моего предшественника
Святейшего Алексия) никто из государственных чиновников не обсуждал с Патриархом
темы назначения епископов или других церковнослужителей. У нас полная автономия
во всех внутренних вопросах.
Но Церковь играет большую роль в обществе,
и значительный процент людей отождествляет себя с Православием. Не такой
большой процент по воскресеньям ходит в храм, хотя ходят. Согласно последней
статистике 80% населения заявили, что знают, что такое Великий пост, и
значительный часть сообщила, что будет поститься во время Великого поста. Сейчас
постное меню вы можете найти и в государственных учреждениях, и в светских
ресторанах, то есть люди стали очень активно воспринимать православные традиции
и участвовать в них.
Ничего подобного цезарепапизму в современной России, конечно, нет. Мы очень дорожим возможностью принимать решения, которые не определяются никакой внешней силой, в том числе государством. Но, кроме того, нужно помнить, что Московский Патриархат — это Церковь не только Российской Федерации, но и Украины, Белоруссии, Казахстана, и вообще мы присутствуем в 60 странах мира. Ни о каком цезарепапизме речи быть не может, потому что цезарепапизм в одном государстве может очень не устраивать другое государство. Поэтому мы считаем, что Церковь должна быть независима от государства, то есть оставаться свободной в принятии решений, которые касаются ее внутренней жизни.