Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной Литургии в соборе Преображения Господня подмосковной Каширы 22 июля 2018 года.
В сегодняшнем чтении из Первого послания апостола Павла к Коринфянам мы находим замечательные слова: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы… не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях»... Великий завет апостола и сегодня имеет очень важное значение для всех нас.
Вообще, что такое единство? Господь создал каждого человека неповторимым. Абсолютно одинаковых людей нет – даже близнецы отличаются друг от друга, и даже если они внешне похожи, то по характеру часто очень различны. Господь создал наше многообразие как величайшую ценность. Трудно представить, что было бы, если бы все были одинаковыми. Наверное, это была бы очень тяжелая жизнь – мы были бы лишены возможностей для всестороннего развития и построения многоразличных человеческих обществ.
Но вместе с разнообразием в мир приходит и разделение, и мы знаем, как разделение часто наносит глубочайший урон. Наверное, самое ужасное разделение – это разделение в семье, когда разводятся родители, когда дети остаются сиротами при живых родителях. Очень тяжелым является разделение между родителями и детьми, когда два поколения будто принадлежат к разным мирам, особенно сейчас, в наше время, когда молодежная массовая культура не является культурой их родителей.
Очень часто в семьях, которые должны были бы жить в единстве духа и единстве мыслей, нет никакого единства, а отчуждение только возрастает. Мы знаем, как разделения проникают и в общественные организации и союзы, которые призваны объединять людей для достижения общих целей – профессиональных, социальных и даже общенациональных. Но и там существуют разделения, часто очень болезненные, опасные, сводящие на нет весь положительный смысл таких объединений.
… Каждый человек создан по образу и подобию Божию, и первое, что по образу Божию создано, – это духовное начало человека. Очень важно, чтобы это духовное начало человека не разрушалось, – потому и нужно единство духа. А поскольку дух от Бога и никакой другой причины появления духа не существует, то не может быть ни жизни духа, ни единства духа, если нет обращения людей к Богу. Именно Бог объединяет человеческие души.
Но еще очень важно, чтобы разные взгляды и философские убеждения не разрушали человеческое общение. Поэтому апостол Павел и говорит, что нужно соблюдать единство духа и единство мыслей. И если в основе первого лежит наша связь с Богом (ибо Бог есть онтологическое начало существования человеческого духа), то в отношении мыслей все куда сложнее, ведь мысли могу быть совершенно разные, противоречивые, вступающие в конфликт друг с другом.
Как примирить людей, имеющих различные мысли?... Мы знаем, как в недавнем прошлом все мы должны были объединиться вокруг материалистических взглядов на мир, на человека, на общество. Совершенно очевидно, что множество людей этих взглядов не разделяло, но власть пыталась силой сохранить народную общность вокруг идеологии. Ничего не получилось, и это лишний раз свидетельствует о силе слов апостола Павла, что единство мыслей связано с единством духа, а единство духа только там, где людей объединяет вера в Источник духа – в Бога.
Вот платформа, на которой может формироваться единство мыслей, и доказательство тому – исторический опыт Церкви. Две тысячи лет! Какие только общественные формации не сменились! Какая только власть не существовала! Какие только этносы не брали верх, а потом уходили в небытие! Что только не происходило на культурной арене, – даже перечислить всего невозможно! И все это не работало на единство, а Церковь свое единство сохранила – Единая Святая Соборная Апостольская Церковь. Благодарим Бога за то, что мы, совершая Святую Евхаристию, сохраняем единство поверх всех существующих разделений.
Для того чтобы мысль была единой, должен быть единым дух, – эту заповедь апостола должны усвоить все: и руководители страны, и те, кто считает себя лидерами общественного мнения, кто пытается учить народ, как ему нужно жить. А если эту основополагающую заповедь не усвоить и на этой заповеди не построить человеческую общность, то успеха в объединении людей не будет.
Наш народ прошел через тяжелые исторические испытания, одним из которых была Великая Отечественная война. Я нередко об этом говорю, потому что храню в памяти свидетельства участников войны о том, как все было на самом деле, что означало подняться в атаку и идти навстречу огню. Все это еще в юности очень сильно поразило мое сознание. И я пытался понять, какой же силой люди поднимались и шли навстречу смерти. Один очень мужественный человек, Герой Советского Союза еще в моем отрочестве сказал мне: «В окопах не было безбожников – все мы поднимались и все призывали Имя Божие. А те лозунги, которые звучали громогласно, не отражали нашего подлинного состояния души». Вот замечательный пример того, как в скорбях, пред лицом смерти люди становятся единым телом, объединяются единым духом. И ведь так может и должно происходить не только во времена кризисов, войн, особых переживаний, но и в мирное время.
Поэтому совершенно особая роль принадлежит Русской Православной Церкви. Церковь всегда объединяла народ – не как политическая или идеологическая сила, но как сила духовная. Церковь объединяла народ в общины, в центре которых была духовная жизнь. И единство нашей Церкви сохранилось, несмотря на страшные гонения, которые ее постигли в веке XX. И сегодня мы все должны молиться о том, чтобы возродилась сила духа нашего народа, чтобы вера православная стала той связующей силой, которая сильнее всяких идеологий, всякой дисциплины, всяких законов. Потому что верующий человек исполняет свой долг пред Богом, а этот долг предписывает сохранять единство духа в союзе мира.
И да поможет Господь всем нам, Отечеству нашему, Церкви нашей блюсти эту великую заповедь апостола, тем самым умножая силу нашего народа, который решает сегодня огромные задачи, но призван решить еще более сложные задачи на историческом пути, который ему предстоит пройти. Молитвами святых, в земле Русской просиявших, предстательством Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной да хранит Господь землю нашу, народ наш в единстве духа и в союзе мыслей! Аминь.
В сегодняшнем чтении из Первого послания апостола Павла к Коринфянам мы находим замечательные слова: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы… не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях»... Великий завет апостола и сегодня имеет очень важное значение для всех нас.
Вообще, что такое единство? Господь создал каждого человека неповторимым. Абсолютно одинаковых людей нет – даже близнецы отличаются друг от друга, и даже если они внешне похожи, то по характеру часто очень различны. Господь создал наше многообразие как величайшую ценность. Трудно представить, что было бы, если бы все были одинаковыми. Наверное, это была бы очень тяжелая жизнь – мы были бы лишены возможностей для всестороннего развития и построения многоразличных человеческих обществ.
Но вместе с разнообразием в мир приходит и разделение, и мы знаем, как разделение часто наносит глубочайший урон. Наверное, самое ужасное разделение – это разделение в семье, когда разводятся родители, когда дети остаются сиротами при живых родителях. Очень тяжелым является разделение между родителями и детьми, когда два поколения будто принадлежат к разным мирам, особенно сейчас, в наше время, когда молодежная массовая культура не является культурой их родителей.
Очень часто в семьях, которые должны были бы жить в единстве духа и единстве мыслей, нет никакого единства, а отчуждение только возрастает. Мы знаем, как разделения проникают и в общественные организации и союзы, которые призваны объединять людей для достижения общих целей – профессиональных, социальных и даже общенациональных. Но и там существуют разделения, часто очень болезненные, опасные, сводящие на нет весь положительный смысл таких объединений.
… Каждый человек создан по образу и подобию Божию, и первое, что по образу Божию создано, – это духовное начало человека. Очень важно, чтобы это духовное начало человека не разрушалось, – потому и нужно единство духа. А поскольку дух от Бога и никакой другой причины появления духа не существует, то не может быть ни жизни духа, ни единства духа, если нет обращения людей к Богу. Именно Бог объединяет человеческие души.
Но еще очень важно, чтобы разные взгляды и философские убеждения не разрушали человеческое общение. Поэтому апостол Павел и говорит, что нужно соблюдать единство духа и единство мыслей. И если в основе первого лежит наша связь с Богом (ибо Бог есть онтологическое начало существования человеческого духа), то в отношении мыслей все куда сложнее, ведь мысли могу быть совершенно разные, противоречивые, вступающие в конфликт друг с другом.
Как примирить людей, имеющих различные мысли?... Мы знаем, как в недавнем прошлом все мы должны были объединиться вокруг материалистических взглядов на мир, на человека, на общество. Совершенно очевидно, что множество людей этих взглядов не разделяло, но власть пыталась силой сохранить народную общность вокруг идеологии. Ничего не получилось, и это лишний раз свидетельствует о силе слов апостола Павла, что единство мыслей связано с единством духа, а единство духа только там, где людей объединяет вера в Источник духа – в Бога.
Вот платформа, на которой может формироваться единство мыслей, и доказательство тому – исторический опыт Церкви. Две тысячи лет! Какие только общественные формации не сменились! Какая только власть не существовала! Какие только этносы не брали верх, а потом уходили в небытие! Что только не происходило на культурной арене, – даже перечислить всего невозможно! И все это не работало на единство, а Церковь свое единство сохранила – Единая Святая Соборная Апостольская Церковь. Благодарим Бога за то, что мы, совершая Святую Евхаристию, сохраняем единство поверх всех существующих разделений.
Для того чтобы мысль была единой, должен быть единым дух, – эту заповедь апостола должны усвоить все: и руководители страны, и те, кто считает себя лидерами общественного мнения, кто пытается учить народ, как ему нужно жить. А если эту основополагающую заповедь не усвоить и на этой заповеди не построить человеческую общность, то успеха в объединении людей не будет.
Наш народ прошел через тяжелые исторические испытания, одним из которых была Великая Отечественная война. Я нередко об этом говорю, потому что храню в памяти свидетельства участников войны о том, как все было на самом деле, что означало подняться в атаку и идти навстречу огню. Все это еще в юности очень сильно поразило мое сознание. И я пытался понять, какой же силой люди поднимались и шли навстречу смерти. Один очень мужественный человек, Герой Советского Союза еще в моем отрочестве сказал мне: «В окопах не было безбожников – все мы поднимались и все призывали Имя Божие. А те лозунги, которые звучали громогласно, не отражали нашего подлинного состояния души». Вот замечательный пример того, как в скорбях, пред лицом смерти люди становятся единым телом, объединяются единым духом. И ведь так может и должно происходить не только во времена кризисов, войн, особых переживаний, но и в мирное время.
Поэтому совершенно особая роль принадлежит Русской Православной Церкви. Церковь всегда объединяла народ – не как политическая или идеологическая сила, но как сила духовная. Церковь объединяла народ в общины, в центре которых была духовная жизнь. И единство нашей Церкви сохранилось, несмотря на страшные гонения, которые ее постигли в веке XX. И сегодня мы все должны молиться о том, чтобы возродилась сила духа нашего народа, чтобы вера православная стала той связующей силой, которая сильнее всяких идеологий, всякой дисциплины, всяких законов. Потому что верующий человек исполняет свой долг пред Богом, а этот долг предписывает сохранять единство духа в союзе мира.
И да поможет Господь всем нам, Отечеству нашему, Церкви нашей блюсти эту великую заповедь апостола, тем самым умножая силу нашего народа, который решает сегодня огромные задачи, но призван решить еще более сложные задачи на историческом пути, который ему предстоит пройти. Молитвами святых, в земле Русской просиявших, предстательством Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной да хранит Господь землю нашу, народ наш в единстве духа и в союзе мыслей! Аминь.