Авангард православного воинства

Из выступления Святейшего Патриарха Кирилла на V Международном конгрессе казаков, Новочеркасск,14 октября 2015 г.

…Девизом нынешнего Форума выбраны слова «Казачество: единство, Церковь, Родина». И в этом я усматриваю особый и очень важный смысл. Ведь в этих словах особенно точно раскрывается глубинное содержание самого казачества как явления, как очень важного исторического феномена, имеющего потенциал развития и совершенствования в условиях современного Российского государства. Стремясь сохранить внутреннее единство и верность Церкви Христовой, казаки испокон веков преданно служили Отечеству, заботились о сохранении его духовно-культурных традиций и защите государственных устоев.

В XX веке в результате трагических событий в истории России преемство живого опыта и казачьих традиций было в известной степени прервано. Новая атеистическая власть предприняла значительные усилия по «расказачиванию», лишению казаков их самобытных черт, исторической памяти. Слово «казак» не вышло из употребления, но в это понятие стремились вложить иное идеологическое содержание. Милостью Божией в последние десятилетия мы имеем, несомненно, удивительное явление — возрождение казачества, его активное участие в культурной и общественной жизни нашей страны.

За минувшие годы мы наблюдали существенные положительные изменения. Отрадно отметить участие казачьих организаций в поддержании общественного порядка, их серьезную помощь силовым структурам в противостоянии терроризму и наркобизнесу, их вступление в ряды добровольных пожарных. При поддержке казачьих сообществ открываются десятки молодежных, военно-спортивных лагерей… О такой стратегии мы и не мечтали в 1990-е годы. Каждый из вас, кто уже в то время принимал участие в возрождении казачества, знает, с какими открытыми и скрытыми препонами приходилось сталкиваться тем людям, которые отождествляли себя с казачьим сообществом и настаивали на необходимости возрождения казачьей жизни в современной России.

Если мы вспомним историю, казачество как явление формировалось постепенно. Уникальность казаков как сословия в дореволюционной России заключалась в том, что они были одновременно и отважными воинами, и замечательными тружениками-земледельцами. Генетическая, «пуповинная» связь с родной землей и любовь к ней во многом определяли дореволюционный быт казаков, укрепляли их в осознании своей особой ответственности за судьбу Отечества, за судьбу своей станицы и семьи.

В казачьей среде закрепились навыки эффективного хозяйствования, дисциплина, высокого уровня достигло воинское искусство. Что касается хранения семейных уз, казаки были опорой всего российского общества, давая пример верности и добрых отношений между поколениями.
Сегодня изменились реалии жизни казаков, многие из вас живут в городах, но связь с землей сохраняется через ваше воинское служение, направленное на защиту родных просторов, традиционных духовных устоев в жизни народа.

Казак всегда мыслил себя вольным человеком, но понимание свободы в православном казачестве носило глубоко христианский смысл: она воспринималась не как вседозволенность, не «что хочу, то и ворочу», а как добровольное и самоотверженное подчинение казацкой дисциплине, служение Богу, Отечеству, Церкви Христовой.

Хотел бы особо подчеркнуть: определяющей характеристикой казака является именно его внутренний мир, не штаны с лампасами и хромовые сапоги, не шашки и нагайки, не какая-то другая внешняя атрибутика, о чем я уже сказал сегодня после Литургии, но подлинно христианское мировоззрение, христианское понимание своего долга и служения.

Вера — вот основа жизни казачества. Если этого нет, если у казака нет полноценной церковной жизни, если нет участия в Таинствах, ежедневной молитвы, христианского образа жизни, то такой человек лишь ряженый, он носит казачьи одежды, но душою остается далек от того, чтобы называться казаком. Казачество призвано быть авангардом православного воинства, и осознание столь высокой ответственности должно придавать вам силы и мужество, чтобы с достоинством нести свое непростое служение.

Если сравнить процесс возрождения казачества с ростом некоего древа, то благие усилия государства задают здесь, образно говоря, темп роста корневой системы. Между тем, крепостью эта система будет обладать благодаря питательным процессам. Не сами по себе корни питают дерево — они впитывают полезные вещества, передают их, и потому древо живет и развивается. В нашем случае, если казаки постоянно пребывают в единстве с Церковью, тогда они впитывают эти полезные элементы, без которых древо казачьей жизни засохнет и ни на что не будет годиться... Повторяю: Православие — это образ жизни для казака, и по-другому быть не может.

…Отрадно свидетельствовать, что казаки стремятся к объединению вокруг Русской Православной Церкви, хотят чувствовать нашу поддержку. И мы, невзирая на расстояния, готовы и впредь укреплять нашу духовную связь. Глубоко убежден в том, что казаки в России и казаки за рубежом действительно имеют большой потенциал для того, чтобы стать мощной духовной культурной и общественной силой Русского мира.