Больше денег, но не больше счастья

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с представителями Общероссийской общественной организации «Женщины бизнеса» 28 марта 2014 года.

…Огромное количество гуманитарных и культурных программ, многие направления служения Церкви так или иначе подпитываются от результатов предпринимательской деятельности. Собственно говоря, так всегда было и в дореволюционной России: купцами прирастала экономическая мощь нашего государства, на средства купцов строились храмы, монастыри, обустраивались города и веси.

Дай Бог, чтобы эта традиция не пресекалась и чтобы сегодня происходило то же самое. Я хотел бы выразить благодарность и за то внимание, которое многие из вас оказывают деятельности Русской Православной Церкви, прямо или косвенно участвуя в программах, которые мы сегодня реализуем. А Церковь сегодня осуществляет действительно очень большое количество общественно полезных дел.

Так, около года назад я имел возможность общаться с руководством Государственного антинаркотического комитета – господином Ивановым и его командой. От него я впервые услышал, что церковных приютов по реабилитации наркозависимых в России в 30 раз больше, чем государственных, причем с очень высоким уровнем реабилитации – иногда это больше 60%. Кто же поддерживает эту деятельность материально? Конечно, деньги приходят из бизнеса, через наших благотворителей или, как теперь говорят, спонсоров.

Наша эпоха связана с разрушением многих ценностей в человеческой жизни. За последние 300-400 лет человечество прошло через огромные изменения, которые носили революционный характер. В центре религиозного понимания жизни – не человек, а Бог.
Почему Русь называли Святой Русью? Потому что главной ценностной доминантой был Бог, и святость человека рассматривалась как результат признания того, что Бог – в центре. Героем того времени был святой – почему и литература наша начиналась с житий святых. Это была литература о героях; и идеал святости как абсолютный идеал жизни глубоко вошел в плоть и кровь нашего народа, как и вообще европейской цивилизации. Однако революционные преобразования изменили ситуацию – в центре оказался человек с его потребностями, а героем стал тот, кто максимально удовлетворяет эти потребности, у кого больше финансовых возможностей.

Когда я так говорю, я не хочу сказать, что заниматься бизнесом плохо. Однако хочу подчеркнуть: если мы в центр жизни ставим самих себя, а все остальное забываем, мы оказывается очень уязвимы. Мы погружаемся в конфликты. Быть может, у нас теперь больше денег, чем раньше, но не стало больше счастья…

Счастье там, где Бог. Если человек живет, осознавая это, он может заниматься чем угодно, кроме преступности, – бизнесом, политикой или пахать землю; он может быть более или менее богатым, но у него будет полнота жизни, потому что человеческое счастье – не результат человеческой деятельности. Своими руками счастье не слепишь. Счастье всегда есть Божией дар, а Божиего дара не может быть, если вы исключаете Бога из своей жизни. Об этом нужно помнить, и тогда все будет правильно сочетаться – успехи в бизнесе, деньги и благополучие.

Разрушение традиционных ценностей сегодня затрагивает и межличностные отношения. Мы знаем: оспаривается даже тот факт, что браком являются отношения между мужчиной и женщиной, что половой выбор – это не выбор интеллектуальный и волевой, а выбор Божий. Уже и детей этому учат, говоря: «Ты сам должен выбрать, мальчик ты или девочка», – то есть заложенное Богом разрушается людьми, якобы во имя свободы. Но тогда что такое свобода? Если свобода разрушает Божий замысел о мире и о человеке, то это не свобода – это рабство. И мы знаем, что дьявол закабаляет человека, потому что самое страшная несвобода – это несвобода от греха, когда человек не может жить в соответствии со своим призванием.

Почему я говорю об этом с вами? Потому что на женщинах лежит очень большая ответственность. Женщины – более чувствительные существа, они многое чувствуют тоньше, чем мужчины. Ведь недаром женщина – хранительница очага; и от состояния нравственности, блюстительницами которой должны быть женщины, зависят существование и благополучие общества.

Вот почему сохранение в нашем обществе христианских, я бы сказал, религиозных, ценностей (потому что в данном случае речь идет об общих религиозных ценностей) – это залог нашего будущего процветания. Если мы хотим быть счастливыми, мы должны жить в соответствии с тем, что Бог возжелал, и отстаивать то, что Он Сам нам предложил в качестве жизненных программ.

… Когда человек живет безнравственно, но у него нет денег, он может причинять ущерб себе, своей семье, может быть, соседям. А там, где большие финансы, зло может распространяться на миллионы людей. Собственно говоря, так и происходит. Мы ведь знаем, например, что масс-медиа контролируются теми, у кого есть деньги; и если СМИ распространяют вещи опасные для нравственной жизни человека, если они распространяют опасные политические мифы, если они провоцируют столкновения между народами, то под эту пропаганду подпадают действительно миллионы людей. Это один только пример.

Поэтому там, где деньги, там власть, там сила, а значит, именно там очень важно сохранять нравственное чувство. К кому же обратиться с этим словами как не к женщинам?…Учитывая особое состояние женской души, особую ответственность женщин за семью, за род человеческий, можно апеллировать к женщинам с большей степенью уверенности в том, что твои слова будут приняты.