Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии пленума Межсоборного Присутствия, Москва, 29 января 2015
Межсоборное Присутствие – это действенный инструмент выработки позиции с учетом мнения всей церковной полноты… Все вместе мы являем тот голос современной Церкви, который, выражая понятными словами вечные евангельские истины, призван убедительно звучать в ответ на вопрошания нынешнего века. Все мы помним слова из Откровения Иоанна Богослова:«Ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». Это назидание пусть остерегает нас от теплохладности, формализма, выполнения послушания «для галочки».
Когда Церковь молчит по тем проблемам и темам, которые реально беспокоят людей, очень многие воспринимают это как некое безразличие к жизни людей, к их проблемам, а иногда даже к их боли. Поэтому наша совместная работа имеет прямую связь с миссией Церкви, с осуществлением Церковью самого важного, к чему Ее призвал Господь – идти учить, крестить, освящать людей Божественной благодатью.
…Подобное проявилось в ходе обсуждения проекта документа «Об участии верных в Евхаристии». Причастие – основа церковной жизни, жизни каждой ее епархии, каждого ее прихода. И от того, как каждый переживает Таинство Евхаристии, зависит духовное здоровье личности и всего православного сообщества. Соединяясь во Христе в общины, все мы – архиереи, священники, диаконы, монашествующие и миряне – свидетельствуем свое намерение стать сынами и дщерями Божиими, наследниками Вечного Царства. Значимость величайшего Таинства таинств обусловила и особую судьбу документа, описывающего порядок приобщения членов Церкви Тела и Крови Христовым, дисциплину подготовки к Причастию.
Документ был трижды практически переписан разным составом авторов. Большое значение имело общецерковное обсуждение в епархиях и в Интернете. Нынешний вариант проекта вобрал в себя многообразие существующих сегодня в Русской Церкви практик. В 30 тысячах приходах, в почти трехстах епархиях Московского Патриархата сформировались различные традиции подготовки к Причастию, различные подходы к решению вопроса о частоте принятия Святых Христовых Тайн, и мы не можем игнорировать одни традиции, отдавая предпочтение другим.
А если существуют различные традиции, особенно, если одна исключает другую, то это источник постоянного внутреннего напряжения. Потому что представители той или иной традиции в лице священников, духовников, хотят того или не хотят, утверждая абсолютную значимость своего собственного опыта, исключают опыт других. Не просто ставят его под сомнение, а входят с ним в противоречие, считая, что их практика самая правильная. В жизни все это приводит к тому, например, что человек, который привык постоянно причащаться в одном приходе, а потом в силу каких-то обстоятельств – командировка, отдых, иные обстоятельства – уезжает в другое место, приходит в другой храм и там сталкивается с другими требованиями, либо более суровыми, либо более мягкими. Это порождает недоумение. В некоторых случаях происходит сужение общецерковного горизонта до своего прихода, а авторитетом становится только один человек. Вот так у нас появляются неформальные лидеры в Церкви, которые иногда, укореняясь в сознании своего лидерства, бросают вызов всему соборному разуму Церкви.
Наша работа направлена на то, чтобы исправить эту ситуацию. В каких-то случаях нужно употреблять, в том числе, и канонические прещения. У нас есть такие случаи, когда вдруг священник превращается в гуру, высочайший абсолютный авторитет, исключающий все другие авторитеты. Но для этого нет никаких оснований, а само формирование этой изолированности церковной жизни уходит корнями в советское прошлое, когда вообще не было никакого соборного процесса, когда даже общения между приходами не было, а иногда архиерей был даже лишен возможности эти приходы посещать. Проблемы накапливались на протяжении десятилетий. Поэтому мы очень вдумчиво должны сегодня подойти к тому документу, который, в случае его принятия и благополучного осуществления в жизни Церкви, поможет нам выйти из этого непростого положения, а значит – укрепит соборные начала в Церкви, укрепит церковное единство и поможет нашему благочестивому верующему народу укрепляться в вере и благочестии без смущения.Думаю, что данный документ затронет почти каждого человека.
В нашей повестке дня еще три проекта: «Образовательная концепция Русской Православной Церкви», «Церковь и культура» и «Церковь и экономика в условиях глобализации»... Мы здесь собрались, в том числе для того, чтобы у Церкви появилась взвешенная, разносторонняя, программная оценка процессов, происходящих в современном обществе. И динамично развивающиеся социальные тенденции заставляют нас размышлять о будущем. Для этого нам все дано: мы знаем из Священного Писания о том, каким будет финал человеческой истории, и мы видим, как пророчества сбываются. Но нам не следует сидеть сложа руки и ждать наступления грозных времен. Нет, каждый христианин ответственен за то время, в которое он живет, а также и за то, есть ли в сердцах его современников место Христу.
Иногда нас спрашивают: а зачем нам все эти документы? Через эти документы мы обращаемся к тем людям, которые не готовы слышать пастырское слово на отвлеченную для них тему. Но когда пастырское слово берет за живое, когда пастырское слово касается собственной повестки дня человека, а так бывает и у деятелей культуры, и у экономистов, и у политиков, вот тогда открывается возможность для людей понять, что такое быть христианином в современном мире. Это означает, что верующий человек не может перестать быть христианином в осуществлении, в том числе, своих профессиональных обязанностей, особенно, если выполнение этих обязанностей оказывает большое влияние на общество и на другого человека.
Межсоборное Присутствие было образовано почти шесть лет назад по инициативе Поместного Собора 2009 года. С одной стороны, церковное сообщество привыкло к этому органу, его воспринимают как собрание людей, которые формулируют предложения по выработке позиции Церкви в отношении целого ряда вопросов современной церковной и общественной жизни. С другой стороны, порой встречается неполное понимание деятельности Присутствия…
Межсоборное Присутствие – это действенный инструмент выработки позиции с учетом мнения всей церковной полноты… Все вместе мы являем тот голос современной Церкви, который, выражая понятными словами вечные евангельские истины, призван убедительно звучать в ответ на вопрошания нынешнего века. Все мы помним слова из Откровения Иоанна Богослова:«Ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». Это назидание пусть остерегает нас от теплохладности, формализма, выполнения послушания «для галочки».
Когда Церковь молчит по тем проблемам и темам, которые реально беспокоят людей, очень многие воспринимают это как некое безразличие к жизни людей, к их проблемам, а иногда даже к их боли. Поэтому наша совместная работа имеет прямую связь с миссией Церкви, с осуществлением Церковью самого важного, к чему Ее призвал Господь – идти учить, крестить, освящать людей Божественной благодатью.
…Подобное проявилось в ходе обсуждения проекта документа «Об участии верных в Евхаристии». Причастие – основа церковной жизни, жизни каждой ее епархии, каждого ее прихода. И от того, как каждый переживает Таинство Евхаристии, зависит духовное здоровье личности и всего православного сообщества. Соединяясь во Христе в общины, все мы – архиереи, священники, диаконы, монашествующие и миряне – свидетельствуем свое намерение стать сынами и дщерями Божиими, наследниками Вечного Царства. Значимость величайшего Таинства таинств обусловила и особую судьбу документа, описывающего порядок приобщения членов Церкви Тела и Крови Христовым, дисциплину подготовки к Причастию.
Документ был трижды практически переписан разным составом авторов. Большое значение имело общецерковное обсуждение в епархиях и в Интернете. Нынешний вариант проекта вобрал в себя многообразие существующих сегодня в Русской Церкви практик. В 30 тысячах приходах, в почти трехстах епархиях Московского Патриархата сформировались различные традиции подготовки к Причастию, различные подходы к решению вопроса о частоте принятия Святых Христовых Тайн, и мы не можем игнорировать одни традиции, отдавая предпочтение другим.
А если существуют различные традиции, особенно, если одна исключает другую, то это источник постоянного внутреннего напряжения. Потому что представители той или иной традиции в лице священников, духовников, хотят того или не хотят, утверждая абсолютную значимость своего собственного опыта, исключают опыт других. Не просто ставят его под сомнение, а входят с ним в противоречие, считая, что их практика самая правильная. В жизни все это приводит к тому, например, что человек, который привык постоянно причащаться в одном приходе, а потом в силу каких-то обстоятельств – командировка, отдых, иные обстоятельства – уезжает в другое место, приходит в другой храм и там сталкивается с другими требованиями, либо более суровыми, либо более мягкими. Это порождает недоумение. В некоторых случаях происходит сужение общецерковного горизонта до своего прихода, а авторитетом становится только один человек. Вот так у нас появляются неформальные лидеры в Церкви, которые иногда, укореняясь в сознании своего лидерства, бросают вызов всему соборному разуму Церкви.
Наша работа направлена на то, чтобы исправить эту ситуацию. В каких-то случаях нужно употреблять, в том числе, и канонические прещения. У нас есть такие случаи, когда вдруг священник превращается в гуру, высочайший абсолютный авторитет, исключающий все другие авторитеты. Но для этого нет никаких оснований, а само формирование этой изолированности церковной жизни уходит корнями в советское прошлое, когда вообще не было никакого соборного процесса, когда даже общения между приходами не было, а иногда архиерей был даже лишен возможности эти приходы посещать. Проблемы накапливались на протяжении десятилетий. Поэтому мы очень вдумчиво должны сегодня подойти к тому документу, который, в случае его принятия и благополучного осуществления в жизни Церкви, поможет нам выйти из этого непростого положения, а значит – укрепит соборные начала в Церкви, укрепит церковное единство и поможет нашему благочестивому верующему народу укрепляться в вере и благочестии без смущения.Думаю, что данный документ затронет почти каждого человека.
В нашей повестке дня еще три проекта: «Образовательная концепция Русской Православной Церкви», «Церковь и культура» и «Церковь и экономика в условиях глобализации»... Мы здесь собрались, в том числе для того, чтобы у Церкви появилась взвешенная, разносторонняя, программная оценка процессов, происходящих в современном обществе. И динамично развивающиеся социальные тенденции заставляют нас размышлять о будущем. Для этого нам все дано: мы знаем из Священного Писания о том, каким будет финал человеческой истории, и мы видим, как пророчества сбываются. Но нам не следует сидеть сложа руки и ждать наступления грозных времен. Нет, каждый христианин ответственен за то время, в которое он живет, а также и за то, есть ли в сердцах его современников место Христу.
Иногда нас спрашивают: а зачем нам все эти документы? Через эти документы мы обращаемся к тем людям, которые не готовы слышать пастырское слово на отвлеченную для них тему. Но когда пастырское слово берет за живое, когда пастырское слово касается собственной повестки дня человека, а так бывает и у деятелей культуры, и у экономистов, и у политиков, вот тогда открывается возможность для людей понять, что такое быть христианином в современном мире. Это означает, что верующий человек не может перестать быть христианином в осуществлении, в том числе, своих профессиональных обязанностей, особенно, если выполнение этих обязанностей оказывает большое влияние на общество и на другого человека.