Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии Международного форума «Многодетная семья и будущее человечества» 10 сентября 2014 г.
…«Нехорошо человеку быть одному». Эти замечательные библейские слова отражают глубинные свойства человеческой природы. Мы созданы для того чтобы пребывать в общении друг с другом, мы все принадлежим к сложному и таинственному единству, к человеческому роду. И мы входим в это единство не как детальки детского конструктора, каждую из которых можно заменить другой.
Скорее мы подобны листьям, которые растут на ветвях и через ветви соединяются со стволом и корнями великого древа. Мы являемся членами семей, общин, народов, и наше благополучие, как физическое, так и духовное, во многом зависит от нашего умения сохранять духовно-нравственные традиции и ценности…
Семья укоренена в самой природе человеческой личности. Поэтому разрушить семью не переформатировав этой природы, не переформатировав этого сознания, невозможно. И когда мы сегодня констатируем факт того, что институт семьи разрушается, то должны ясно понимать, что речь идет в первую очередь о разрушении самой человеческой личности. Без этого разрушения не разрушить семьи. Поэтому всякая политика, направленная на разрушение семьи, есть антигуманная политика; она бросает вызов самому существованию человеческой личности.
В семье совершается великое чудо рождения человека, в семье дети учатся любви и ответственности, в ней закладываются такие базовые понятия, как долг, честь жертвенность. Отсутствие у ребенка полной семьи или семьи вообще оборачивается, как известно, очень тяжелыми трудностями как для самого ребенка, так и для общества в целом.
Хотел бы процитировать вам слова выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского, который говорил: «Главный замысел и цель семейной жизни – это воспитание детей, главная школа воспитания – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери». Поэтому семья во всех культурах до сих пор воспринималась как состоящая из мужа, жены и детей. Это, еще раз хочу сказать, не только юридическое, культурное или даже религиозное установление. Это реальность, проистекающая из самой человеческой природы, которую нельзя изменить, но можно только на беду себе попытаться игнорировать. Можно попробовать какое-то время ходить на руках, как иногда поступают спортсмены-эквилибристы, но если долго ходить на руках, то очень скоро начнутся неизбежные проблемы, связанные с кровообращением, потому что человек создан ходить на ногах.
Можно игнорировать тот факт нашей природы, что мы, взрослые и дети, особенно дети, нуждаемся в семьях, что в семьях нуждаются как отдельные личности, так и общество в целом. Но ни к чему хорошему такое игнорирование не приведет. В последние годы подвергается серьезным опасностям сама семья, идея семьи. И эти опасности приобретают очень грозный характер. Мы сталкиваемся не просто с грехом и безответственным поведением отдельных людей (это, увы, было всегда), но с чем-то гораздо более страшным – с попытками пересмотреть само представление о семье, изменить культуру и законодательство таким образом, чтобы понятие семьи было искажено и в итоге разрушено.
Сегодня человека пытаются представить изолированным индивидуумом, эгоистично ищущим удовлетворения всех своих желаний и в этих целях вступающим с другими людьми в некие договорные отношения, которые он, личность, может в любой момент разрушить, разорвать, как только эти отношения перестанут устраивать эту личность. Брак при этом воспринимается как контракт, не особо отличающийся от других контрактов. Такой взгляд на человека вроде бы подчеркивает его свободу и утверждает, так сказать, право на счастье, хотя на самом деле ведет к несчастью…
Человек как личность живет полноценной и счастливой жизнью, когда он готов отказаться от чего-то ради других, ради тех, кого он любит, ради своих близких, ради общества в целом. Австрийский психолог и философ Виктор Франкл заметил: «Быть человеком – значит всегда быть направленным на что-то или на кого-то, отдаваться делу, которому человек себя посвятил, человеку, которого он любит». Именно в семье человек учится жить для других, и именно семья первой оказывается под ударом жизненной философии, призывающей жить для себя. Эта жизнь для себя в итоге оборачивается одиночеством, потерянностью, несчастьем. Но именно ее настойчиво проповедуют определенные силы, преследующие свои коммерческие, политические или идеологические цели.
Мы видим, что в том случае, когда человек воспринимается как потребитель или элемент рыночной механики, невозможно достичь подлинного блага и реализовать предназначение человека, которое заключается в служении Богу и ближним. Поэтому мы призваны активно утверждать подлинные ценности, без которых жизнь и отдельного человека и общества окажется под угрозой. Эти ценности – любовь, самопожертвование, преданность. И прежде всего они проявляются в семье, особенно – в многодетной; в семье они формируются, укрепляются, входят в мировоззрение маленького человека, становятся его неотъемлемой природой.
Мы должны переломить недоверие и страх, которые существуют в отношении многодетности, вернуть многодетным родителям то уважение, которое они заслуживают, потому что среди всех добрых прекрасных человеческих дел рождение и воспитание детей – одно из самых великих.
Поддержка семьи – обязанность и государства, и религиозных общин, и деятелей культуры, и предпринимателей, и политиков. В наши дни, когда во многих странах предпринимаются попытки разрушить традиционные представления о семье, мы нуждаемся в международном сотрудничестве в деле защиты института семьи, детства, права родителей на воспитание детей. Мы не должны оставлять без внимания области культуры и права, в том числе права международного, иначе эти области будут полностью контролироваться приверженцами антисемейных и антидетских идеологий, с которыми мы все чаще сталкиваемся в последние годы. Поддержка и защита семьи – это долг пред Богом и пред людьми, который лежит на всех нас.
…«Нехорошо человеку быть одному». Эти замечательные библейские слова отражают глубинные свойства человеческой природы. Мы созданы для того чтобы пребывать в общении друг с другом, мы все принадлежим к сложному и таинственному единству, к человеческому роду. И мы входим в это единство не как детальки детского конструктора, каждую из которых можно заменить другой.
Скорее мы подобны листьям, которые растут на ветвях и через ветви соединяются со стволом и корнями великого древа. Мы являемся членами семей, общин, народов, и наше благополучие, как физическое, так и духовное, во многом зависит от нашего умения сохранять духовно-нравственные традиции и ценности…
Семья укоренена в самой природе человеческой личности. Поэтому разрушить семью не переформатировав этой природы, не переформатировав этого сознания, невозможно. И когда мы сегодня констатируем факт того, что институт семьи разрушается, то должны ясно понимать, что речь идет в первую очередь о разрушении самой человеческой личности. Без этого разрушения не разрушить семьи. Поэтому всякая политика, направленная на разрушение семьи, есть антигуманная политика; она бросает вызов самому существованию человеческой личности.
В семье совершается великое чудо рождения человека, в семье дети учатся любви и ответственности, в ней закладываются такие базовые понятия, как долг, честь жертвенность. Отсутствие у ребенка полной семьи или семьи вообще оборачивается, как известно, очень тяжелыми трудностями как для самого ребенка, так и для общества в целом.
Хотел бы процитировать вам слова выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского, который говорил: «Главный замысел и цель семейной жизни – это воспитание детей, главная школа воспитания – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери». Поэтому семья во всех культурах до сих пор воспринималась как состоящая из мужа, жены и детей. Это, еще раз хочу сказать, не только юридическое, культурное или даже религиозное установление. Это реальность, проистекающая из самой человеческой природы, которую нельзя изменить, но можно только на беду себе попытаться игнорировать. Можно попробовать какое-то время ходить на руках, как иногда поступают спортсмены-эквилибристы, но если долго ходить на руках, то очень скоро начнутся неизбежные проблемы, связанные с кровообращением, потому что человек создан ходить на ногах.
Можно игнорировать тот факт нашей природы, что мы, взрослые и дети, особенно дети, нуждаемся в семьях, что в семьях нуждаются как отдельные личности, так и общество в целом. Но ни к чему хорошему такое игнорирование не приведет. В последние годы подвергается серьезным опасностям сама семья, идея семьи. И эти опасности приобретают очень грозный характер. Мы сталкиваемся не просто с грехом и безответственным поведением отдельных людей (это, увы, было всегда), но с чем-то гораздо более страшным – с попытками пересмотреть само представление о семье, изменить культуру и законодательство таким образом, чтобы понятие семьи было искажено и в итоге разрушено.
Сегодня человека пытаются представить изолированным индивидуумом, эгоистично ищущим удовлетворения всех своих желаний и в этих целях вступающим с другими людьми в некие договорные отношения, которые он, личность, может в любой момент разрушить, разорвать, как только эти отношения перестанут устраивать эту личность. Брак при этом воспринимается как контракт, не особо отличающийся от других контрактов. Такой взгляд на человека вроде бы подчеркивает его свободу и утверждает, так сказать, право на счастье, хотя на самом деле ведет к несчастью…
Человек как личность живет полноценной и счастливой жизнью, когда он готов отказаться от чего-то ради других, ради тех, кого он любит, ради своих близких, ради общества в целом. Австрийский психолог и философ Виктор Франкл заметил: «Быть человеком – значит всегда быть направленным на что-то или на кого-то, отдаваться делу, которому человек себя посвятил, человеку, которого он любит». Именно в семье человек учится жить для других, и именно семья первой оказывается под ударом жизненной философии, призывающей жить для себя. Эта жизнь для себя в итоге оборачивается одиночеством, потерянностью, несчастьем. Но именно ее настойчиво проповедуют определенные силы, преследующие свои коммерческие, политические или идеологические цели.
Мы видим, что в том случае, когда человек воспринимается как потребитель или элемент рыночной механики, невозможно достичь подлинного блага и реализовать предназначение человека, которое заключается в служении Богу и ближним. Поэтому мы призваны активно утверждать подлинные ценности, без которых жизнь и отдельного человека и общества окажется под угрозой. Эти ценности – любовь, самопожертвование, преданность. И прежде всего они проявляются в семье, особенно – в многодетной; в семье они формируются, укрепляются, входят в мировоззрение маленького человека, становятся его неотъемлемой природой.
Мы должны переломить недоверие и страх, которые существуют в отношении многодетности, вернуть многодетным родителям то уважение, которое они заслуживают, потому что среди всех добрых прекрасных человеческих дел рождение и воспитание детей – одно из самых великих.
Поддержка семьи – обязанность и государства, и религиозных общин, и деятелей культуры, и предпринимателей, и политиков. В наши дни, когда во многих странах предпринимаются попытки разрушить традиционные представления о семье, мы нуждаемся в международном сотрудничестве в деле защиты института семьи, детства, права родителей на воспитание детей. Мы не должны оставлять без внимания области культуры и права, в том числе права международного, иначе эти области будут полностью контролироваться приверженцами антисемейных и антидетских идеологий, с которыми мы все чаще сталкиваемся в последние годы. Поддержка и защита семьи – это долг пред Богом и пред людьми, который лежит на всех нас.